Найти тему
Вербеновое варенье

Джоджо Мойес "До встречи с тобой"/"После тебя"/"Всё та же я"

«Оглядевшись вокруг, я неожиданно осознала, что практически каждый человек несёт на себе жестокий отпечаток любви. Любви, которую мы потеряли, которую у нас отняли и которую кто-то унёс с собой в могилу.»

Imagine Dragons - Next To Me

.

.

Трилогия длиною в 2 года.

Я специально хочу написать о всех книгах истории, потому что для меня это слитное произведение об одной грустной пчёлке.

Раньше я не особо увлекалась подобной литературой. Разрядку мозгу давать, конечно, полезно, но ведь это всё «слишком сладко, слишком неправдоподобно, слишком просто, слишком предсказуемо, слишком слишком», да и не для того я училась, чтоб всякое читать. Примерно с тем же настроем в августе 2016го я взяла в руки «До встречи с тобой». Зачем же брала, если не любишь околобульварное чтиво? Да потому что за месяц до этого вышла её экранизация с матерью драконов, Долгопупсом и другом Китнисс в главных ролях. Посмотреть не получалось, и я решила пойти излюбленной дорогой «текст-интерпретация». Остальные две части прочитала залпом около месяца назад. И мне даже не стыдно.

-2

Сахарную характеристику с лёгкостью можно приложить к истории Луизы Кларк. Но менее притягательной для меня она от этого не становится. И причина стара как мир: каждый раз, когда читатель видит в герое до боли знакомые черты, всё происходящее он неосознанно перекладывает на себя. И чужая история становится личной. Думаю, что не скажу ничего крамольного, но в Луизе Кларк, непутёвой девушке не от мира сего, хранящей внутри склизкую тайну своего прошлого, страдающей от вечного жизненного карнавала, когда всё вокруг переворачивается с ног на голову (и вот уже почва сыплется на плечи) и идёт не по плану, многие дамы узнали (хотя бы частично) себя. Вся трилогия представляет собой наглядный путеводитель не к счастливой жизни, а к счастливой себе: Мойес призывает гордиться непохожестью и активно использовать наши особенности и таланты, непонятные окружающим, себе же на пользу. И я соглашусь с тем, что эта идея кладётся в основу сотен современных романчиков, но история пчёлки Лу – моя история.

«До встречи с тобой» - конец начала, книга-рождение, книга-потеря. Половинчатая Луиза Кларк, любительница странных винтажных нарядов, находит работу и любовь всей своей жизни (?) в лице богатого молодого парализованного красавца Уилла Трейнора. Ну чем не начало типичной истории о любви? На протяжении определённого времени они меняют друг друга. Луиза возглавляет эволюционную экспедицию Трейнора из Homo habilis в Homo sapiens, и вместо обросшего злого ворчуна мы видим принца Адама из «Красавицы и чудовища». Уилл открывает Луизе её вторую половину: срывает заскорузлый пластырь со старой раны и наживую зашивает её, знакомит девушку с настоящей жизнью вне вечной норы, возвращает в детство (о, эти колготки) и буквально за шиворот притаскивает к почти полному принятию себя. И даже свой шаг в бесконечность он превращает в огромный пинок для неё. Но не для меня. Закрыв книгу, я поняла, что ничего не обрела. Я вдруг поставила себя на место Лу и вместо перезнакомства с самой собой ощутила огромную пустоту. Наверное, я читала слишком много сказок. Наверное, я слишком часто думала о хэппи-эндах. Несмотря на довольно светлый эпилог я осталась в той комнате в Швейцарии. И никуда не хотела уходить.

И Луиза тоже. Это я поняла практически с первых же страниц «После тебя». Мы застаём героиню в таком жутком раздрайве, что невольно возникает мысль: «Лучше бы Его не было». Она, конечно, так не думает, но весь заряд энергии, которую Уилл вдохнул в неё с последним поцелуем, иссяк. Остался только холодильник с вином в пустой квартире в Лондоне. Луиза снова учится жить. В буквальном и переносном смыслах. Но ведь недаром говорят, что человек – лишь скопище следов, которые на нём оставили все, кого он встречал. И Луизу воссоздают из пепла внезапная дочь Уилла, бунтарка и вообще сложный подросток, (я не спойлерю), общество психологической поддержки и какой-то парень со скорой, любящий разводить куриц. Отличная команда по спасению мира. И им практически это удаётся. Снова не всегда плавно Луизу подводят к главному: она сама может управлять своей жизнью, а жить потерями прошлого – больно и скучно, тем более каждая потеря делает нас сильнее и всякое такое (вспоминаем песню I will survive). Лу принимает решение двигаться дальше, и это, на мой взгляд, самое первое её САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ решение за обе книги.

-3

Наконец, «Всё та же я». Самая любимая и сильная часть. Хотя бы потому, что в названии наконец-то перестал фигурировать другой человек (чего не скажешь о сюжете). Мы переходим к мысли об индивидуальности происходящего. Лу-и-за. Самостоятельная единица, которая снова, кажется, попадает в каббалу наёмной работы и вечных подножек. Раскручивающаяся спираль резко тормозит, и Лу в очередной раз выбрасывает на обочину жизни. Но я же уже говорила, что она немного изменилась? Она начинает бороться за себя, проходит кучу испытаний и приходит к той жизни, о которой, если не мечтала, то часто думала. Весь этот путь в несколько лет она проделала ради того, чтобы понять, кто она есть на самом деле.

Вот интересно. Я говорю об изменениях, но ведь книга-то называется как-то противоположно. На последних страницах, находясь вместе с Луизой, вернувшей свой прежний стиль и видение мира, на смотровой площадке Рокфеллер-центра, мы понимаем, что за всё это время Лу Кларк абсолютно не изменилась. Она всё та же. Но теперь она настоящая, раскрытая, очищенная, дышащая полной грудью. Все «новые» качества уже были в ней, и именно нервный паралитик первый увидел ту самую Лу.

Я не читала Мойес до этого. И вряд ли буду ещё. То ли потому, что мне ещё сложно воспринимать такой формат литературы (хотя на литресе я уже закупилась Джио, Аллен и проч.), не закатывая глаза каждые пять минут, то ли потому, что не хочется портить уже сложившееся мнение о ней как о доброй фее, явно пересмотревшей микс «Секса в большом городе» и диснеевских мультфильмов. Тем не менее, если говорить о качественных составляющих, то

- герои прописаны исчерпывающе;

- сюжет интересен, хотя местами потаскан и затёрт;

- находясь в перманентной депрессии, читать можно и нужно.

Кстати, первую неделю после прочтения двух последних книг я то и дело ловила себя на мысли: «А что бы сейчас сделала Луиза»? Наверное, надела бы красное платье.

«Весь смысл состоял в том, чтобы не позволить человеку, шагавшему рядом с тобой по жизни, решать за тебя, какой ты должна быть, а потом поместить тебя, как бабочку, в стеклянный ящик. А ещё в том - чтобы твёрдо знать, что ты всегда рано или поздно найдёшь способ создать себя заново».