Если ИТ-проект получился с первого раза, то это был сон. Просыпайся и иди на работу
Cornelius Fitchner
Введение
Мы решили дополнить нашу позитивную статью о переезде Битрикс24 из облака в коробку результатами недавнего проекта. Выполнив порядка 10 переездов Битрикс24, мы расслабились и думали, что можем легко перенести любой портал. Получали удовольствие от работы и общения с клиентами.
Заказчиками переезда традиционно были растущие компании, бизнес которых требовал доработок CRM. Для этого нужен доступ к коду, что в облаке невозможно. Компании проявляли живой интерес к переезду, были заинтересованы в результатах, на мелочи не обращали внимание, подключали своих специалистов для быстрого решения проблем. Если что-то шло не так, мы могли быстро отреагировать и привлечь нужных технарей. Однако в новом проекте столкнулись с серьезными проблемами, о которых стоит рассказать отдельно.
Новый проект
Описание проекта
В новом проекте все пошло не так. Традиционно мы заказывали в техподдержке Битрикс24 архив портала в пятницу, а в субботу его получали (ближе к ночи). В понедельник выкачивали и разворачивали. Укладывались в два рабочих дня. Плюс немного времени тратили в выходные — просили сотрудников, у кого не было серьезных планов.
Но, облако Битрикс24 переехало недавно на сервера amazon.com. Мы этого не учли. Скорость передачи данных из-за океана оказалась ниже, чем была раньше. Днем она держалась 5-6 Mb/s, а ночью падала до 400 Kb/s:
В результате в понедельник нам не удалось полностью скачать портал. Только во вторник был получен и развернут архив. Итак, плюс один день и не укладываемся в дедлайн.
Облачные приложения — новая установка
Известно, что после переезда не работают приложения, установленные в облаке. Нужно их заново переустановить. Специалист был готов выполнить переустановку, как только коробочный портал заработает. Но оказалось, что не все приложения работают после переустановки. Например, “Конструктор документов” не запустился. В ходе общения с разработчиком, выяснилось, что переезд для Конструктора документов не предусмотрен. Простая переустановка не помогает. Необходимо дополнительно перенастроить нумераторы документов, настроить права доступа сотрудникам, назначить права доступа к шаблонам документов и т.д. Переписка с разработчиком длилась несколько дней, пока мы добились объяснений, что и как нужно настроить, чтобы приложение заработало.
Результат — еще плюс три дня и очень сердитый клиент.
Битрикс24 серьезно изменился за последнее время. Стал лучше и сложнее. Это привело к появлению дополнительных проблем при переезде.
Отключение пользователей экстранета
Известно, что отключаются пользователи экстранет. Проблема решается путем установки сайта экстранета в коробке. Его установили. Но он не работал. Внешние сотрудники не могли отправлять сообщения в Живую ленту, пользоваться чатами и задачами. Пользователь экстранета мог зайти в портал и только смотреть, что в нем происходит. Сообщения ему приходили, но отправить свои он не мог.
Потребовалось шаманство техподдержки Битрикса, чтобы запустить экстранет.
Проблемы с телефонией
Отключилась штатная телефония Битрикс24. Это не было сюрпризом. Менялся адрес портала, следовательно менялись и настройки телефонии. Раньше проблема решалась просто — нужно написать в поддержку, чтобы сменили адрес сайта на стороне АТС. Но теперь не все так просто. Нужно загружать заново документы для подключения телефонии. Зачем? Непонятно. Номера не изменились, юридическое лицо прежнее.
Работая с Астериск, Манго, Comagic просто не задумываешься, что придется искать договор 3-4 летней давности и загружать его в портал. Конечно, клиент не нашел договор и пришлось его заново печатать, подписывать, сканировать и загружать. Вроде просто и нужно всего 20 минут. Но директор на встрече, вернется вечером и подписанный договор окажется в портале только на следующий день.
Остальные проблемы
Выяснилось также, что клиент активно использовал автоматизированные бизнес-процессы, в которых установлены абсолютные ссылки на документы. Возникла новая задача — исправление бизнес-процессов . Здесь уже клиент подключился и взял проблему на себя.
Следующий сюрприз — структура меню в облачном и коробочном портале не совпадает. Есть незначительные отличия. И когда вы ожидаете открыть раздел Списки, он не откроется. Нужно идти в структуру портала и вносить правки в структуру .
Также не работали некоторые команды в списках, например, “Копировать”:
Не работало открытие документов через Google Docs . Нужно создать и настроить отдельный аккаунт Google Docs для коробочного Битрикс24.
Не работал установленный в коробке модуль мобильного приложения . Сотрудникам пришлось отложить уже привычные для них смартфоны. Проблема решилась только путем полной переустановки модуля.
Не работала постановка задач и отправка сообщений в Живой ленте — нужно настроить домен и добавить MX-запись.
И еще были разные технические проблемы, которые отодвинули полнофункциональный запуск портала на неделю.
Мы благополучно вылечили болячки портала. Настроили весь функционал. И продолжили работы по доработке Битрикс24 уже в коробке.
Что в итоге
- Внесены изменения в регламенты действий технический специалистов и менеджеров нашей компании.
- Сделали вывод, что перенос портала вместо оптимистичных 2-3 дней может занять целую неделю. Выкачивание портала размером 400 Гбайт из дата центра amazon.com, где расположены облачные Битрикс24, само по себе занимает два дня.
- Нужен аудит портала перед переносом. Требуется анализ всех функций, приложений, бизнес-процессов, которые используются сотрудниками в портале. Это позволит выделить критичный функционал и уделить его настройке внимание в первую очередь.
- Если использовались установленные приложения, то нужно поднимать все связи с разработчиками, чтобы оперативно запустить программы.