Евгений Ройзман - человек, которого не нужно представлять. Социальная и политическая активность сделали его известным далеко за пределами Свердловской области. Сегодня Ройзман уже не чиновник, он пропал с политических радаров, и на первый взгляд не имеет ничего общего с памятниками архитектуры.
Только на первый взгляд. На территории Свердловской области есть как минимум два здания, которые сохраняются в своем историческом облике только благодаря бойцовскому энтузиазму Евгения Вадимовича.
Для нашего сегодняшнего гостя каждое здание, о котором он рассказывает – это долгая и очень личная история. Шейк из глубоких знаний истории и восхищения людьми, которые строили эти памятники и жили в них. Уважение к наследию и горький привкус бессилия от невозможности суметь сделать и сохранить все самому.
Не будем нагнетать – энергии Ройзмана хватает на многое, и первые два любимых здания – примеры этого.
Об одном из них нам уже рассказывали предыдущие эксперты:
1. Домик в Кунаре – лучший дом в России.
Я знаю этот дом всю жизнь, а после смерти хозяина стал за ним присматривать. В 2004 г. упал Пионер, мы его восстанавливали полтора года! Тогда же, в 2004, покрасили дом – за неделю, собрали очень много народу. И ушло на это четверть миллиона рублей. Представьте, какие это деньги для вдовы, Лидии Харитоновны. Через 8 лет, в 2012 – снова красили… Сейчас планируем закончить работы, запланированные Сергеем Ивановичем. Он оставил подробнейшие чертежи и описания, и Лидия Харитоновна разрешила мне завершить то, что не успел сделать хозяин.
Жалею, что пока Сергей Иванович был жив, у меня не хватило смелости к нему подойти. Кто я – и кто он…
2. Храм Николая Чудотворца в Быньгах.
Уникальный храм! Стоит на чугунных подушках, его вообще хотели строить из чугуна. Я за этот храм даже отсидел – нам единственным в России инкриминировали разрушение памятника архитектуры. Мы с ребятами из Фонда купол перекрыли (через него храм заливало), полы перебрали, иконостас восстановили – много работы было, чтобы здание спасти. А за это сажают в тюрьму – памятник же, нельзя трогать.
А когда иконы на реставрацию сдали все в училище им. Шадра, тогда понеслось – Ройзман украл иконы (смеется). Два года все тянулось, пока дело не прекратилось из-за отсутствия состава…
У меня домик в Кунаре и храм в Быньгах – это личная история, на всю жизнь. А вообще это страшно - как только объявляется памятником – это все, конец истории. Пока НЕ памятник – можно сохранять, что-то делать.. Спасать. Как только объявлено памятником – спасать уже нельзя.
Поэтому делай что должен – и будь что будет. Сейчас попытаемся восстановить колокольню в Быньгах, попробуем посмотреть, как запустить часы, циферблат еще надо в порядок привести...
3. Дом Пионеров, Екатеринбург (усадьба Харитоновых-Расторгуевых).
Вообще «Дворец пионеров» - образец итальянской архитектуры, автор проекта известен, это Томмазо Адамини, ученик Кваренги. Итальянская усадьба в Екатеринбурге – есть чем гордиться!
Это единый комплекс с земской школой, гротом, парком с беседками. Но – это федеральная собственность, и сейчас все приходит в упадок. Мы в 2015 г. с территории парка вывезли 40 тонн мусора… Кстати, тоже памятник архитектуры федерального значения.
4. Усадьба Железнова, Екатеринбург
Еще один объект культурного наследия. Комплекс, где я видел еще фонтан и надворные постройки – не просто разрушается. Я чуть не плакал, когда увидел, что во дворе усадьбы многоэтажку поставили... При этом сохранились чертежи, все можно восстановить. Но, видимо, незачем – хотя в городе наберется минимум 5 музеев, которые могли бы там разместиться.
5. Рязановская усадьба, Екатеринбург, ул. Куйбышева, 40.
Это моя городская боль. В этом доме жили 4 городские головы! Под этим домом были тайные кельи и переходы, все планы и чертежи сохранились. Рязановы сделали для города очень много, показали всем, что выбор на должность Главы – это очень серьезно. Как городские головы и меценаты они достойны всяческого уважения. Усадьба Рязановых во всех учебниках упоминается как один из лучших архитектурных ансамблей эпохи классицизма И это тоже памятник истории и культуры Свердловской области, и посмотрите на его состояние?
Сейчас в ней находятся 44 квартиры! Если их расселять, то это обойдется в четверть миллиарда. Но ее надо спасать, я считаю, что для города это должна быть одна из основных задач…
За современные фото спасибо Дмитрию Елизарову.
Фото Николаевского храма в Быньгах предоставлено Евгением Ройзманом.
P.S.:
Спасибо, что пришли на канал! Автор будет благодарен за лайк и подписку!
Хороших дорог и чистого неба, друзья!