Найти в Дзене
Вечерняя Москва

Эдуард Успенский. Улыбчивый выдумщик и Дон Кихот

… Ему шел 81-й год, Эдуарду Успенскому. Есть что-то остро щемящее в том, что не стало его в Успенский пост, в первый день, 14 августа – такое вот удивительное совпадение. И все осталось в прошлом…

Уход – точка. Что происходит после нее, превращается ли она в многоточие? Кто-то скажет – конечно. Дай Бог. И если так, его душа успокоится вскоре – предельно уставшая от тех испытаний, что выпали писателю в последние годы.

Но вспоминается сейчас иное, о другом думается. Он стоит перед глазами – неизменная улыбка, шарм, сдержанное пижонство – прирожденный франт! Счастливый человек, человек-успех.

Человек-юмор. Его биография, кроме деталей, известна всем и каждому в нашей стране – поскольку состоит из сплошных черточек-меток: «придумал Чебурашку», «придумал Крокодила Гену», написал «Каникулы в Простоквашино». И далее по списку: «Дядюшка Ау», «Колобки», «Осьминожки», «Клякса»… и «Пластилиновая ворона» - он! Успенский – везде. Так случилось. Может быть, мы даже не осознавали этого до конца.

… Родившийся в семье работника ЦК ВКП(б) Николая Успенского и инженера-машиностроителя Натальи Дзюровой мальчик Эдик как бы априорно не должен был быть юмористом. И время рождения непростое, и семья «не шутейная». Но что делать, если таланта ему было отпущено свыше – куда выше нормы? И он не давал ему жить спокойно, этот талант… И обращаться с собой без почтения не давал. Поэтому хотя Эдик Успенский и учился в Московском авиационном институте, литература не просто звала его за собой – тащила, не давала спрятаться. В институте - привела в стенгазету. Там случилась проба пера: первые фельетоны, стихи, заметки, участие в капустниках… Он и сам поражался, как просто давались ему какие-то вещи. Предложил что-то в популярный тогда «Крокодил» - взяли. Взяла кое-что и «Неделя». Успенский радовался успехам, как ребенок, но до конца в предназначение поверить не мог. Даже когда его стихи для детей взяла «Литературная газета»…

После окончания института инженер Успенский отправился работать на Второй московский приборостроительный завод. Но в родной МАИ захаживал. И вскоре стал там автором эстрадно-сатирического театра «Телевизор». Может быть, дело в том, что разгулявшаяся «оттепель» дала дышать талантам? Может быть… Но год спустя в сборнике юмористических рассказов для эстрады «Четверо под одной обложкой» были представлены Феликс Камов, Аркадий Арканов, Григорий Горин и Эдуард Успенский.

С середины 1960-х годов Успенский, которому все было интересно и «вкусно», понял, что ему надо писать для детей. Там получалось лучше, чем где бы то ни было: легко, весело, но и не глупо при этом. Он с детьми не сюсюкал, не заигрывал, не допуская и грамма неискренности - а дети всегда это чувствуют. И в 1965 году в издательстве «Детская литература» вышла первая книга Успенского – что характерно стихотворная: «Смешной слоненок».

Несмотря на то, что Успенский – чудесный поэт (легкий, солнечный, ритмичный и мгновенно запоминающийся) – большинство из нас в первую очередь воспринимали воспринимают его как писателя, работавшего не со стихотворными, а именно с прозаическими текстами, как бы забавно ни звучало слово «проза» в применении к «Крокодилу Гену» и всем его замечательным друзьям. «Вниз по волшебной реке», «Чебурашка и его друзья» и «Отпуск крокодила Гены» - на этих книгах росло поколение тех, кому сейчас 50 На них же росли и их дети – ибо никаких альтернатив Гене и Чебурашке просто не нашлось. Эти книги переиздают и сейчас. Но не потому, что больше издавать нечего – с этим у нас, как все знают, нет проблем. Их переиздают, потому что они прекрасны, эти книги…

А еще у них была и остается одна уникальная особенность. Дети читали их, воспринимая как и положено - то есть как добрые сказки и удивительно объемными, красочными персонажами. Взрослые же понимали, что эти книжные, а затем и знаменитые мультипликационные герои очень точно воссоздают распространенные, узнаваемые человеческие психотипы. И только став взрослыми, вчерашние дети начинали осознавать, как много глубины было в этих «легких» книжечках для младшего и среднего школьного возраста…

Ну и еще, конечно, факт, теперь уже исторический. Анекдот способно породить лишь нечто экстрапопулярное. Анекдоты про Гену и Чебурашку порой опережали по количеству «коллег» про Штирлица, Чапаева и «русского-немца-поляка». И это – самое точное подтверждение мега-успеха.

Поразительно, но Успенский практически не писал не-хитов. Когда вышли его книги про Простоквашино, дядю Федора, Шарика и Матроскина, случился подлинный «бум»: люди даже говорить начали с интонациями этих анимированных героев. В Матроскина влюбились все, в Печкина – не все, но многие, дураковатый Шарик был «разобран» на цитаты, а семейные психологи проводили тренинги, опираясь на пример кризиса пары папы и мамы дяди Федора. Вышла «Пластилиновая ворона», куда он написал стихи за считанные минуты, - все рыдали от смеха и цитировали «ворону». Чебурашка стал культом в Японии, не раз становился талисманом нашей сборной. Но многие другие произведения Успенского – на самом деле блистательные – оставались чуть в тени прогремевших, хотя качественно им ничем не уступают. Например, те же «Гарантийные человечки» , «Школа клоунов» или «Меховой интернат» становятся настоящим открытием для всех, кто каким-то образом пропустил их в свое время… Да и срока давности у них нет, у этих книг, и сегодня читаются, будто написаны только-только, а не несколько лет тому назад.

Успенский пробовал себя в разных жанрах. Даже выпустил «занимательный учебник» по радиотехнике «Лекции профессора Чайникова» и исторический роман «Лжедмитрий Второй, настоящий». Он успешно работал на радио и ТВ, с него началась когда-то «Радионяня», первые «АБВГДейки, его пьесы ставили театры, по его сценариям снимались фильмы… Но истинным его предназначением стали они – герои детских книг.

В историю детской литературы Успенский вошел как милый, добрый и талантливый «папа Чебурашки», а вот в историю борьбы за авторские права – как неутомимый бунтарь, воинствующий Дон Кихот – такого упрямства, как Успенский, не проявлял больше в нашей стране никто. Иногда казалось – а может просто склочничает? Может, хватит уже – так лютовать, цепляться к мелочам? А сейчас становится понятно: он и свои права отстаивал, но и бился за интерес коллег по цеху, от щедрот распылявших свой талант налево-направо, и никогда за него ничего не получавших.

Он очень сильно болел в последние годы. Исчез с экрана, не хотел давать интервью. Изменился до неузнаваемости, сжигаемый страшной болезнью. Мелькнул как-то в программе одного из каналов – сразил переменами так, что сердце сжалось. А главное – драмы просто преследовали. Болезнь, страдания, развод. Как манна небесная – возвращение второй жены, все простившей, понявшей, забывшей обиды и вернувшейся в самый трудный момент…

Он боролся с болезнью, даже когда это было практически невозможно. Победила она? Но так ли? Он остался – в книгах, стихах, в чертах своих героев, в которых Эдуард Николаевич как автор растворялся без остатка.

Сам он шутил как-то, что Шапокляк «списал» с первой супруги, но добавил сказочной старухе те свои собственные черты, которые так в себе не любил.

В его героях узнаем себя и мы – это главная магия Успенского. Мы цитировали его и будем цитировать, ожидая встречи с его миром, пусть в который открыт для любого, способного поверить в сказку.

Таких людей много. Тот, который был один и уникален – ушел.

Светлая память…

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Михаил Успенский, писатель:

- Умер Эдюля Успенский. Мы знакомы с 63 года. В 68-ом, когда моему старшенькому исполнилось 4 года, его кроватка перешла к новорожденной дочери Успенского Татьяне. А когда ей стукнуло 5 лет, кроватка перешла к моему младшенькому. А вот когда ему исполнилось 5 лет, кроватка развалилась. Поэтому, скорее всего, Успенский больше детей не рожал. Светлая память!

Алексей Шевченко, художник-иллюстратор:

- Удивительный человек! Люди были ему более интересны, чем он сам. Есть писатели, которые радуются себе, больше чем другим. А у Успенского было все наоборот. И он относился так ко всем. И к детям, и к взрослым. А еще у него всегда был взгляд молодого человека. Вот это я в нем запомнил навсегда.

Сергей Сельянов, продюсер, соучредитель студии анимационного кино:

- Бог дал Эдуарду Успенскому просто и легко сочинять произведения, которые сразу ложились на душу всем – и детям, и взрослым. Успенский главным из писателей, из сценаристов. У каждого в душе есть оценка вклада Успенского в отечественную мультипликацию, и ее нельзя измерить, да и не надо этого делать. В каждом из российских граждан есть частица Успенского, его героев. Я нередко говорю, что анимация и кино делают нацию, и Успенский был одним из таких «делателей», который всем нам рассказал, дал что-то важное о нас самих, несмотря на такой в некотором роде лёгкий и забавный жанр, с каким он работал. А ценность этого существенно выше, чем многие серьезные вещи. И любовь к Родине в определенной степени состоит из лучших анимационных героев. Успенский это сделал, за что ему низкий поклон. Пусть земля ему будет пухом.

Лев Рубинштейн,поэт:

- Умер Эдуард Успенский. Светлая память...

Михаил Салтыков, главный художник издательства «Малыш-АСТ»:

- Это был очень веселый человек, хороший, талантливый, компанейский. При этом очень требовательный по части творчества - к выбору художника относился серьезно, в отличие от других авторов. Порой даже менял иллюстраторов своих произведений, если ему не нравились предварительные наброски к книгам. Много внимания уделял молодым детским авторам, в основанном поэтам. Вокруг него образовалась целая школа молодых, талантливых писателей.

Юрий Энтин, поэт-песенник:

- Далеко не все знают, что Эдуард Успенский был автором серьезных исторических романов причем очень хороших. Все знают Успенского, как детского писателя, а он больше дорожил своими трудами-историка. Очень хороший роман написал о Лжедмитрии.

Сергей Белорусец, детский писатель, поэт, переводчик:

- Последние 7 лет Эдуард Николаевич много и серьезно лечился, и в России, и в Германии проходил постоянно курс химиотерапии. Но он очень мужественно переносил свою болезнь и только в последние 2 года не смог уже полноценно участвовать в наших фестивалях детской литературы имени Корнея Чуковского. Он поддерживал все наши начинания буквально до самого конца. Сиживал с детьми вокруг костра и рассказывал свои чудные страшилки. У него было много всяких необыкновенных историй из неопубликованного. Ведь что еще интересно! Успенский был чуть ли не единственным писателем, который еще помнил живого Корнея Ивановича. И его дом был рядом с домом Чуковского. Я знаю, он навещал Корнея Ивавновича. Для меня Успенский открылся с недетской литературы. Когда я учился в 3-ем классе, повезло увидеть такой взрослый спектакль в театры сатиры «Проснись и пой!». Там песни на стихи Успенского исполняли. Он считал своим учеником Станислава Востокова. Но, конечно, самого Эдуарда Николаевича нам никто не заменит. Только озорной жизнеутверждающий мир, созданный им, останется с нами.

Андрей Усачев, поэт:

- Это мой литературный отец. Благодаря ему, сложилась моя судьба, как литератора. Это был великий человек. И не просто потому, что он был очень талантлив. С его приходом изменилась не только детская литература, но и отечественное законодательство в области авторского права. Он поднял этот вопрос еще во времена СССР. Работал в мультипликации, на ТВ (его программу «АБВГДейка» все помнят до сих пор), писал книги, помогал молодым. Он был велик! От нас ушел человек, на книгах которого выросли поколения. И которого еще будут долго читать. А может быть всегда!

Андрей Шемякин, писатель, сценарист:

- «Мы строили, строили, и построили!». Гениальность автора - уже в одной этой фразе. Мастер! Я благодарю его за то, что люди не растеряли детское счастье быть странными, Ваньками-Встаньками с лицом Чебурашки, и еще многими взрослыми детьми в его сказочном государстве, где персонаж начинается с голоса. С речи, обращенной к другим. С того, что быть непохожим - это не преступление, даже если ты - Шапокляк. Именно потому, что ты можешь им (ей) стать. Андерсен наших дней. С ним уходит из жизни представление о том, что индивидуальное добро и есть сила. Единственная, за которую не стыдно вообще. Сила искусства. Светлая память.

Екатерина Рождественская, писатель, журналист:

- Сколько радости он нам дал, какой доброй обладал фантазией, сколько прекрасных друзей придумал, как замечательно повлиял на несколько поколений... Ушел великий сказочник Эдуард Успенский.

Вячеслав Шмыров, кинокритик:

- Эдуард Успенский - это наше детство. Светлая память.

СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕЙ МОСКВЫ»

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в подмосковном городе Егорьевске. Он получил образование инженера в Московском авиационном институте, однако зарабатывал на жизнь созданием сценариев для мультфильмов. Успенский писал детские книги, стихи.

Особую известность писателю принесли его произведения «Каникулы в Простоквашино», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот». Сценарии для одноименных мультфильмов также писал Успенский. В общей сложности по сценариям и произведениям писателя сняты 60 мультипликационных фильмов.

Редакция «Вечерней Москвы» выражает глубокие соболезнования родным, близким, друзьям и коллегам Эдуарда Успенского.