Найти в Дзене
Палач

У «Анжи» нет денег даже на «Макдоналдс». Этот клуб должен умереть

Оглавление

Александр Симбирский – о команде, в которой жрут бутеры с майонезом.

Одна из главных интриг нового футбольного сезона: кто отправится в Вальгаллу, чтобы составить уютную компанию безвременно ушедшим «Амкару», «Тосно» и другим жертвам неудержимой оптимизации расходов?

Сейчас самый главный кандидат на заклание – махачкалинский «Анжи», клуб, который еще пять лет назад рубился с «Ньюкаслом» за право играть в четвертьфинале Лиги Европы и имел в своем составе Самюэля Это’о, Лассана Диарра и Виллиана.

Но даже временный успех бывшей игрушки Сулеймана Керимова не смог заставить адекватных людей принять новый «Анжи» - махачкалинский клуб, скорее, вызывал раздражение, причем настолько сильное, что фигура, например, Гуса Хиддинка, святого человека для всех российских болельщиков, никак не могла сбить запах вони, исходивший от желто-зеленого недоразумения.

***

Все началось в 2011 году, когда на волне финансовой эйфории от сделки по «Уралкалию» Сулейман Керимов установил в голове последнюю версию Football Manager и приобрел контрольный пакет акций «Анжи».

До этого момента на дагестанский клуб всем было немного плевать - типичная команда-лифт, засветившаяся в свое время в высшем дивизионе и даже в Кубке УЕФА, но переживающая не самые успешные времена. Керимов же пришел делать в родном Дагестане суперклуб: первым шагом нового «Анжи» стало подписание контракта с легендарным Роберто Карлосом. Бразильцу на тот момент было уже 37 лет и больше он напоминал колобка. Но это все-таки был Роберто Карлос, чемпион мира, легенда «Реала», обладатель самого страшного удара с левой ноги. В общем, народ заинтересовался, хотя трансфер был совсем психоделичным.

-2

Приход Роберто Карлоса воспринимался как забавная прихоть Керимова, и происходящее вызывало снисходительную улыбку – ну, какой из Роберто Карлоса сейчас серьезный игрок, это же обычный маркетинговый ход. Но после покупки двух звезд бразильского чемпионата Жусилея и Диего Тарделли, лидера «Андерлехта» Мубарака Буссуфа и монструозного Шамиля Лахиялова все уже слегка напряглись и сменили иронию на тревожное ожидание.

Также Керимов вложился в реконструкцию стадиона «Хазар» в Каспийске и в обновление молодежной академии «Анжи» – это были последние адекватные шаги хозяина инвестиционного холдинга «Нафта Москва».

Летом 2011 года Керимов объявил войну здравому смыслу и перевез в Махачкалу Самюэля Это’о, Кристофера Самба и Балажа Джуджака. Весь этот звездный десант был приправлен Юрием Жирковым, которого за переход в «Анжи» даже освистали болельщики на матче Россия – Сербия, и будущей легендой «Брюгге» Владимиром Габуловым. Теперь «Анжи» начал по-настоящему въедаться в российский футбол – подробностями о контракте Это’о (20 миллионов евро в год), личными вертолетами и невесть откуда взявшимися болельщиками вроде таких:

https://www.youtube.com/watch?v=wmgrivweptY

В Европе всегда было принято относиться с изрядной долей скепсиса к так называемым «денежным мешкам». Агрессивная эксплуатация частного капитала часто становится объектом критики. За примерами далеко ходить не нужно, «Манчестер Сити» и «ПСЖ» могут вызывать симпатию только у самых отбитых людей (если они, конечно, не персональные фанаты Пепа Гвардиолы). Хотя были, на самом деле, и крутые примеры того, как на чистом энтузиазме делался крутой клуб из провинции. Например, немецкий «Хоффенхайм» Дитмара Хоппа. Бизнесмен вот уже на протяжении 20 с лишним лет финансирует команду, которой удалось пройти путь от восьмого немецкого дивизиона до Бундеслиги и Лиги Чемпионов.

История Керимова и «Анжи» больше похожа на то, что устраивали арабские шейхи, но в условиях российской действительности все это напоминало театр абсурда: Это’о называет себя дагестанцем, неплохие российские игроки бегут к Керимову за огромной зарплатой, сама команда вообще базируется в подмосковном Кратово, ленты всех спортивных сайтов тошнит новостями об интересе «Анжи» к очередному игроку – короче, «Анжи» везде и всюду.

-3

***

В 2011 году «Анжи» выкинул на мороз Гаджи Гаджиева и пригласил на пост главного тренера Гуса Хиддинка. С ним махачкалинцы пробились в Лигу Европы, но отношение к проекту Керимова оставалось все таким же холодным. Хотя на тот момент даже могло показаться, что клуб действительно развивался, и это уже надолго. Кто-то вообще просто был рад перспективе появления в РФПЛ площадки для приглашения топовых игроков. В сезоне-2012/2013 «Анжи» вышел на свой исторический пик – подписал Виллиана и Лассану Диарра, пошумел в Лиге Европы (выбил в 1/16 «Ливерпуль»), занял третье место в чемпионате и добрался до финала Кубка России.

Стиснув зубы, люди уже начинали соглашаться – да, «Анжи» прокачался, ну, влил Керимов 450 миллионов евро в команду, но ты только посмотри, как они хреначат. Никто не знал, что уже через несколько месяцев «Анжи» сдуется, как «Клинское», ведь летом 2013 года в махачкалинский клуб перешли Игорь Денисов (признанный подрывник раздевалок) и Александр Кокорин, а Гус Хиддинк слегка не уследил за микроклиматом в коллективе.

-4

***

Все завершилось совсем скоро - «Анжи» уныло начал чемпионат, Хиддинк объявил о том, что он умывает руки, сменивший его Меленстен оказался физруком, а затем вообще разгорелся эпичнейший срач между Денисовым и Это’о.

Керимов решил, что лавочку пора закрывать. К тому же у Сулеймана Абусаидовича наметились ощутимые проблемы в бизнесе – жирный пакет акций «Уралкалия» пришлось продать. Керимов оптимизировал расходы и на «Анжи» – в кратчайшие сроки весь звездный состав команды был распихан в другие клубы за полцены (Кокорин провел за «Анжи» ровно ноль матчей, но зашквариться успел), бюджет был урезан в разы.

Пузырь лопнул с большим скандалом. Причем Керимов даже не оставил шансов новому тренерскому штабу во главе с Гаджи Гаджиевым (кто, если не он) заняться грамотным усилением состава – коучу пришлось управлять самолетом, который свалился в крутое дагестанское пике.

Неунывающий и мужественный Командор Гаджиев немного провалился – по итогам сезона «Анжи» вылетел в ФНЛ на процедуру очищения, затем со шлейфом грязи вернулся в Премьер-лигу (интервью Олега Самсонова в студию), где с трудом удержался благодаря стыковым матчам.

Летом 2016 года команду возглавил чех Павел Врба, при котором «Анжи» даже начал демонстрировать адекватный футбол. Но уже после первой части сезона Керимов объявил о том, что полностью выходит из игры. Бизнес миллиардера после событий 2014 года переживал не лучшие времена, а «Анжи» был убыточным активом, к которому Сулейман Абусаидович давно потерял интерес.

***

Новый владелец клуба Осман Кадиев занялся привычным для «Анжи» делом – оптимизацией расходов. Врба был уволен, вместо него позвали Александра Григоряна, концепция которого «игроки ФНЛ могут выиграть Премьер-Лигу» так понравилась Кадиеву, что он на радостях разогнал весь играющий костяк команды. «Анжи» по итогам сезона еле как занял 12 место и сохранил прописку в РПЛ.

-5

Кадиев зимой 2017-го говорил: «На следующий сезон, я думаю, у нас порядка 500-600 миллионов рублей бюджет будет. Все — частные вливания. Спонсорские, личные. Я хочу, чтобы дагестанские бизнесмены тоже не остались равнодушными к судьбе своей команды, к судьбе наших футболистов. Не у всех найду отклик. Но если из десяти, к кому мы обратимся, у двух-трех найдем отклик – уже хорошо. Это касается не только Дагестана. Это и всей России касается»

С откликом вышло совсем хреново. Концепция Григоряна с проверенными игроками из отечественного андеграунда дала сбой, а новый главный тренер Вадим Скрипченко успешно справился только с одной задачей – собственно, с отправкой «Анжи» в ФНЛ. В стыковых матчах махачкалинцы уступили «Енисею». Однако лето-2018 запомнилось не только домашним чемпионатом мира, но и массовой гибелью российских футбольных клубов. «Амкар» скоропостижно скончался, и место пермяков в Премьер-Лиге занял «Анжи». Причем не совсем понятно, на основе каких гарантий.

Уже сейчас «Анжи» еле собирает деньги на транспортные расходы - молодежка вообще катается на выездные матчи в автобусе, у Кадиева денег на клуб нет, бюджет Дагестана по количеству дыр напоминает швейцарский сыр и не может помочь местной команде. Долги «Анжи» на данный момент составляют 250 миллионов рублей и продолжают расти - игрокам черепашьими темпами закрывают задолженность по заработной плате, а руководство в открытой форме говорит о серьезных проблемах, мол, даже денег на бензин нет.

***

Тут и вопрос к финансовым ревизорам Премьер-Лиги (уже звучит забавно) – каким образом «Анжи» вообще прошел лицензирование? Ответ очень прост. Для финансовой отчетности с клуба потребовали документы об отсутствии долгов по состоянию на 31 декабря 2017 года.

На тот момент «Анжи» действительно был еще относительно здоров. В следующие полгода ситуация стала ухудшаться, но клуб все равно решил идти в сезон. Сергей Прядкин, впрочем, излучает оптимизм: «Клуб находится в сложной ситуации. Накануне сезона мы спрашивали, есть ли у них возможность участвовать. Пока никакого официального ответа не получили. Они готовятся. Ряд игроков ушёл, ряд пришёл. Думаю, команда будет играть. В Дагестане футболу уделяется много внимания. Чувства, что они могут сняться, у меня нет».

В Дагестане уделили футболу так много внимания, что до последнего не было известно, наберутся ли у «Анжи» деньги на самолет до Екатеринбурга, чтобы сыграть матч первого тура с «Уралом».

Молодежку, кстати, решили не напрягать и вообще оставили дома. Технарь 0:3 можно и пережить. А вот основа «Анжи» удивила и неожиданно обыграла «Урал» (1:0). Можно было бы говорить о великом духе разобранной команды с главным тренером уровня ПФЛ (Магомед Адиев тренировал только на этом космическом уровне), но нет. Не в этом случае. Тем более матч второго тура «Анжи» вдрызг проиграл «Уфе» 0:3. Такая боевая единица, безусловно, украшает наш чемпионат. Если раньше в «Анжи» хотя бы был Полуяхтов, то сейчас вообще непонятно, чем может быть интересен махачкалинский клуб. Возможной реанимацией Новосельцева? Но мы все уже забыли, что есть такой футболист.

***

Вчерашний матч со «Спартаком» (0:1) вообще стал апогеем уныния махачкалинской команды - ноль ударов в створ ворот Максименко плюс тщетная попытка удержать свое очко с помощью грязных подкатов (судья оценил излишнюю агрессию «Анжи» в две красных карточки) и автобуса возле своих ворот. После такой феерии подъехал свежак от голкипера Юрия Дюпина: «Пришел новый человек, задача которого – устранить проблемы. Антикризисный менеджер. И урезать стали все, вплоть до того, что иногда на выезде даже обеда нет. Приходится бутерброды с майонезом в самолете есть». Новосельцев, ты со своей газпромовской зарплаты скинь пацанам на «Доширак» хотя бы.

-6

Голодный «Анжи» не так давно обратился за помощью к руководству республики, чтобы намутить «хотя бы» 300 миллионов рублей, но 30 июля министерство финансов Дагестана ответило отказом.

Руководители клуба говорят о том, что переговоры продолжаются, но пока слабо верится в то, что один из самых бедных регионов страны согласится на дополнительные затраты.

Прибавим к этому отсутствие болельщицкого интереса – 6 тысяч зрителей на матче в среднем по прошлому сезону (эх, а куда же делись все доблестные фанаты времен побед над «Ливерпулем»?) и получим бессмысленный чемодан, который совсем не жалко выбросить.

Потому что все это закономерный итог истории мыльного пузыря имени Керимова. Олигарх пытался поиграть в местный «Манчестер Сити», но не получилось, не фартануло. В итоге Керимов просто слился. Нам было жаль «Амкар», искренне жаль. Да, пермяки никогда не радовали каким-то красивым футболом, но что-то в них душевное было, болгары, Белоруков, молодые игроки типа Селихова и Джикии.

Чем же нам запомнится «Анжи»? Понтами, скандалами, бабками, баблом, бабосиком, дагестанцем Это’о, дикими болельщики с камнями в руках и бесславным концом всей этой галиматьи. В общем, не жалко. Даже наоборот. Лучше всего отношение к «Анжи» в свое время высказали болельщики ЦСКА, наградившие Буссуфа стаканчиком мочи.

Simbirskiy Football Tears – паблик Александра Симбирского, где круто пишут про футбол