Помните этот рассказ? Там дед с шарманкой, мальчик-гимнаст и собака пудель бродят по Крыму, предлагают отдыхающим посмотреть свои цирковые номера. Тем и зарабатывают на жизнь.
В одном доме, куда они пришли поработать, хозяйский ребёнок стал просить, чтобы ему купили этого белого пуделя.
Старик отказался продавать. Он даже не стал обсуждать сумму, они с мальчиком и псом просто развернулись и ушли. Через некоторое время капризный ребёнок, пожелавший собаку, устроил такую истерику, что родители послали дворника догнать бродячую труппу и продолжить торг.
Дворник принёс Ивану Дудкину — так звали деда-шарманщика — триста рублей. Вообще-то, это для него огромные деньги. Если уж он считает пять копеек за выступление хорошей платой, то судите сами. Дворник ему говорит, что на триста рублей можно даже бакалейную лавку открыть.
Иван Дудкин объясняет, что давнего друга продать никак нельзя. Дворник не понимает, как дед может сравнивать друга-человека с собакой. Однако в жизни многих людей собака действительно становится членом семьи.
Дворник уходит ни с чем. Но ему чешется взять себе хозяйские деньги и, наверняка, получить ещё свою долю, так что он решает украсть пуделя. И, пока дед с мальчиком спят на природе после еды, крадёт.
Вскоре циркачи просыпаются, обнаруживают пропажу. И вот тут старик Иван Дудкин и мальчик Сергей ведут себя по-разному.
Дед говорит, что выручить Арто они уже никак не смогут. Если только пёс сам убежит от господ и вернётся к ним.
Старик действительно говорит много и долго. Должно быть, борется сам собой. Говорит, что обращаться в полицию опасно. Он боится только одного обстоятельства: у него нет настоящего паспорта. А если задержат с фальшивым паспортом, мальчик останется один.
Каждый раз я задумываюсь, когда читаю этот рассказ: почему дед, такой благородный и любящий животных, продать Арто не захотел ни за какие деньги, а пойти выручить собаку ему страшно?
Заметьте, человек не боится нищеты, зато очень боится правоохранительной системы. Хотя, казалось бы, что ему терять? Бродячий артист, живёт подаянием. Максимум, что ему светит за подделку документов, — небольшой срок. То есть крыша и трехразовое питание.
Однако дед предпочитает быть свободным, так как он ещё в ответе за мальчика, отец которого недавно умер.
И я не говорю сейчас, что дед должен в свои годы лазать через заборы и быстро бегать. Но ведь он и мальчика убеждает, что собаку уже не вернуть.
Сергей сидит и ходит нахмуренный, постоянно молчит. О своём плане пойти ночью спасти собаку он деду не рассказывает. Когда же наступает ночь, мальчик, рискуя жизнью, пробирается во двор к давешним зрителям и уводит пса.
Не могу сказать, кто поступает правильнее, мальчик или дед. Тот и другой хотят лучшего. И всё же у мальчика больше готовности рискнуть. Пойти против воли старшего товарища, против жестокой системы, против несправедливости. Победителя, конечно, не судят. Но его легко могли бы подстрелить, когда он пробрался на чужую территорию.
Перечитайте рассказ Куприна.