Найти тему
Russos

Саяно-Шушенская ГЭС

Саяно-Шушенская ГЭС — мощь и величие человеческого гения.

Про Саяно-Шушенскую ГЭС написано столько материала, что я не вижу смысла копипастить её историю, подробные технические характеристики, описание катастрофы в 2009 году и прочее. Я попробую рассказать о своих ощущений и эмоциях, которые я испытал, находясь там. Поверьте, туда стоит доехать, что бы увидеть это грандиозное сооружение.

Это съемка от 2010 года.

1.  Когда я увидел плотину из окна автобуса, то, честно говоря, был немного  разочарован. Совершенно не понято, какого она размера. Глазу с далекого  расстояния не за что зацепиться. Да, бетонная штуковина между холмами.  Вроде бы высокая. И все. Даже с общедоступной смотровой площадки её  размер, по крайней мере, для меня еле-еле угадывался. И только подойдя  вплотную к ней, стало понятно, что бетонная стенка, которая казалась  тоньше листа бумаги, слева имеет толщину пару метров, что воооон то  административное здание справа — высотой в несколько этажей. А чтоб  посмотреть снизу плотины наверх надо очень высоко запрокидывать голову.  Вот тогда я проникся... Этому, конечно, способствовало осознание того,  что вот за плотиной находится не пустота, а вода. От основания и почти  до самого верха. Много воды.
1. Когда я увидел плотину из окна автобуса, то, честно говоря, был немного разочарован. Совершенно не понято, какого она размера. Глазу с далекого расстояния не за что зацепиться. Да, бетонная штуковина между холмами. Вроде бы высокая. И все. Даже с общедоступной смотровой площадки её размер, по крайней мере, для меня еле-еле угадывался. И только подойдя вплотную к ней, стало понятно, что бетонная стенка, которая казалась тоньше листа бумаги, слева имеет толщину пару метров, что воооон то административное здание справа — высотой в несколько этажей. А чтоб посмотреть снизу плотины наверх надо очень высоко запрокидывать голову. Вот тогда я проникся... Этому, конечно, способствовало осознание того, что вот за плотиной находится не пустота, а вода. От основания и почти до самого верха. Много воды.
2. Смотровая площадка стала также обязательным местом для прогулок молодоженов. Уж куда лучше чем наша поклонка и ВорГоры.
2. Смотровая площадка стала также обязательным местом для прогулок молодоженов. Уж куда лучше чем наша поклонка и ВорГоры.
3. На плотину можно смотреть вечность.
3. На плотину можно смотреть вечность.
4.  Памятник покорителям Енисея. Далее мы грузимся на автобус и натужно  едем на гребень плотины. Сначала небольшой серпантин, потом тоннель и мы  выехали на наверх. Прямо на плотину.
4. Памятник покорителям Енисея. Далее мы грузимся на автобус и натужно едем на гребень плотины. Сначала небольшой серпантин, потом тоннель и мы выехали на наверх. Прямо на плотину.
5. Скажу кратко — дух захватывает.
5. Скажу кратко — дух захватывает.
6. Эти краны служат для операций с верхними затворами.
6. Эти краны служат для операций с верхними затворами.
7. Эта маленькая фотография, да и большая тоже, никак не может передать всю мощь и величие этого вида.
7. Эта маленькая фотография, да и большая тоже, никак не может передать всю мощь и величие этого вида.
8. Там просто хочется стоять и смотреть. Проникаться.
8. Там просто хочется стоять и смотреть. Проникаться.
9. Плотина очерчена по напорной грани радиусом 600 м. Эта реперная отметка показывает центр этой окружности.
9. Плотина очерчена по напорной грани радиусом 600 м. Эта реперная отметка показывает центр этой окружности.
10. Береговые устои.
10. Береговые устои.
11.  Водосброс. В секунду тогда там «пролетало» около 7 тысяч кубометров  воды. Скорость воды внизу водосброса около 55 м/c. Сечение водовода —  7x5 метров.
11. Водосброс. В секунду тогда там «пролетало» около 7 тысяч кубометров воды. Скорость воды внизу водосброса около 55 м/c. Сечение водовода — 7x5 метров.
12.  Насколько я понял, это отверстия для засасывания воздуха для аэрации  водосброса. Аэрация служит для того, чтобы смягчить действие воды на  поверхность бетона. Если в двух словах, и очень упрощенно, то между  водой и бетоном образуется воздушная подушка.
12. Насколько я понял, это отверстия для засасывания воздуха для аэрации водосброса. Аэрация служит для того, чтобы смягчить действие воды на поверхность бетона. Если в двух словах, и очень упрощенно, то между водой и бетоном образуется воздушная подушка.
13. Пока неиспользуемая опора ЛЭП. Когда все генераторы восстановят, то провода вернут на место.
13. Пока неиспользуемая опора ЛЭП. Когда все генераторы восстановят, то провода вернут на место.
14. Митя в работе.
14. Митя в работе.
15. Саяно-Шушенское водохранилище.
15. Саяно-Шушенское водохранилище.
16. Уровень воды спущен более чем на 20 метров.
16. Уровень воды спущен более чем на 20 метров.
17. Водоводы к гидроагрегатам.
17. Водоводы к гидроагрегатам.
18. Водосброс.
18. Водосброс.
19. Водобойный колодец.
19. Водобойный колодец.
20. Административное здание.
20. Административное здание.
21.
21.
22.
22.
23.  Попытка заглянуть в колодец. На кадр есть буквально миг, так как в  следующий момент все стекло покрывается мельчайшей водяной пылью.  Приходится её вытирать и делать ещё дубль. Вид этой текущей массы воды  просто завораживает. Там понимаешь, какая эта колоссальная энергия.
23. Попытка заглянуть в колодец. На кадр есть буквально миг, так как в следующий момент все стекло покрывается мельчайшей водяной пылью. Приходится её вытирать и делать ещё дубль. Вид этой текущей массы воды просто завораживает. Там понимаешь, какая эта колоссальная энергия.
24. Все вокруг буквально пропитано водяной пылью.
24. Все вокруг буквально пропитано водяной пылью.
25. Вблизи стенка не такая уж и тонкая, как казалось издалека.
25. Вблизи стенка не такая уж и тонкая, как казалось издалека.
26.
26.

 27.
27.
28.
28.
29.
29.
30. Ещё одним из удивительных вещей в поездке был борт, на котором мы летели в Хакасию. Это Ил-62М VIP RA-86583  аиакомпании Авиаэнерго. Бывший Чубайсовский борт. Отличается тем, что  внем нету вобще салона эконом класса, а в носу стоит камера, которая  транслирует картинку в салон. Ладно бы на Боинге каком-то такая камера,  где это в порядке вещей. Но на Ильюшине? О! Ну и как-то вообще там все  по другому. :)
30. Ещё одним из удивительных вещей в поездке был борт, на котором мы летели в Хакасию. Это Ил-62М VIP RA-86583 аиакомпании Авиаэнерго. Бывший Чубайсовский борт. Отличается тем, что внем нету вобще салона эконом класса, а в носу стоит камера, которая транслирует картинку в салон. Ладно бы на Боинге каком-то такая камера, где это в порядке вещей. Но на Ильюшине? О! Ну и как-то вообще там все по другому. :)