— Опять туристы? Ну, что вы сюда все претесь и претесь?! — черный кот приоткрыл глаза, лениво-надменно посмотрел на нашу делегацию и не стал даже двигаться с места. Мы осторожно, чтобы не нарушить благоговейную тишину, поднялись на крыльцо и чуть слышно постучали в дверь.
Наш литературно-краеведческий фотоавтопробег добрался до очередной усадьбы Льва Николаевича Толстого. У рода Толстых усадеб было много, я сбился со счета на четвертой или на пятой. Эта точно называлась «Никольское-Вяземское».
Лев Толстой стал владельцем усадьбы в 1860 году после смерти своего старшего брата писателя. В Никольско-Вяземском Лев Толстой работал над рассказами, повестью «Казаки», романом «Война и мир». В последний раз Лев Николаевич был здесь в 1910 году. Прошло всего 108 лет, как мы зашли сюда в гости.
Усадьба была очень большая. На всякий случай, я сохранил план, чтобы не заблудиться.
Сейчас в усадьбе находится один из филиалов музея-усадьбы «Ясная Поляна». Дом, конечно, не исторический, но антураж вполне достоверный. Очень живописно.
В музее рассказывается про род Толстых, про самого Льва Николаевича и обо всем, о чем положено рассказывать в музеях. Экспозиция подобрана очень хорошо.
Есть даже диорама.
Самое интересное в усадьбе — парк и заброшенная церковь. Я, правда, обнаружил еще железнодорожный вагон, неизвестным мне образом попавший на территорию усадьбы. Рельсов здесь точно нет.
Недалеко от вагона расположился Лев Николаевич Толстой, по-военному заткнувший руку за ремень.
Что непременно нужно сделать в усадьбе Никольское-Вяземское, да и во всех других подобных усадьбах, — прогуляться по аллеям. Даже в самый жаркий день здесь царит прохлада. Хочется бродить, думать о чем-то своем, укладывать в стопочки впечатления дня и творить.
Вечером после посещения четырнадцатого объекта литературного созвездия Тульско-Орловской губернии, мы друг друга с иронией спрашивали:
— Ну, что, олитературились?
Олитературились по полной. Заодно немного прокачали скилы в области фотографии, не зря нашу экспедицию организовал популярный журнал National Geographic.
За сим прощаюсь, Ваш олитературенный Александр Сергеевич, не Пушкин. Лайк, шер, репост, подписки и всё такое, как говаривали классики литературы.