Найти тему

Хиппи в СССР

Оглавление

Бытует мнение, что капризам моды подвержены исключительно женщины. Ведь, как заметил выдающийся французский модельер прошлого века Ив Сен-Лоран, «мода не просто делает женщин красивыми, она дает им уверенность в себе». Вот и трудятся в поте лица своего модельеры, ювелиры и парфюмеры всех стран, изобретая все новые и новые одежды, головные уборы, украшения, косметику и благовония, чтобы прекрасная половина человечества становилась еще прекрасней.

Мужчины по природе своей склонны к консерватизму в одежде и менее озабочены своим внешним видом. Но и им избегнуть влияния моды не дано. Ничего зазорного для сильного пола в этом не просматривается. Еще Пушкин был уверен: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».

Однако в недалеком прошлом, на памяти старшего поколения, борьба с некоторыми проявлениями моды велась в СССР на уровне государства.

Ветер перемен

После Великой Отечественной войны население разоренной страны жило бедно, да и с ширпотребом было негусто: самыми массовыми видами

верхней одежды оставались фронтовая шинель и телогрейка или ватник. Стриглись мужчины коротко, в основном «под бокс», а женщины украшали головы шестимесячными химическими завивками. Зарубежные моды в СССР практически не попадали: железный занавес, опустившийся на страну с началом холодной войны, надежно оберегал население от «тлетворного влияния Запада».

Ситуация стала меняться с приходом к власти в СССР Никиты Хрущева. Он загорелся идеей мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими системами. Выезды «делегаций трудящихся» за рубеж, хотя и под контролем КГБ и в основном в страны социалистического лагеря, перестали быть экстраординарными.

А в 1957 году в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, собравший 34 тысячи гостей из 131 страны мира. И вот тут москвичи увидели, что одеваться можно не только в черное и серое, но и в разноцветное - и это красиво. И можно иметь, как Ленский в «Евгении Онегине» Пушкина, «кудри черные до плеч» - и это совсем не безобразно. Пусть даже курчавостью волосяного покрова бог обделил.

Так началось в СССР робкое приобщение молодежи к широко распространенным на Западе веяниям. Стали набирать популярность джинсы и кеды, на частных вечеринках молодежь танцевала рок-н-ролл. Правда, обзавестись джинсами удавалось немногим, в широкую продажу они не поступали и на черном рынке стоили неимоверных денег. А рок-н-ролл записывался нелегально на «ребрах» -старых рентгеновских снимках.

Долой вашу мораль!

В 1960-х годах в Соединенных Штатах возникло молодежное движение хиппи и быстро набрало популярность. Хиппи отвергали лицемерие пуританской морали, превыше всего ценили свободу в самом широком понимании этого слова, резко выступали против Вьетнамской войны, которую вела тогда Америка. Их лозунгом было Make love, not war! («Занимайтесь любовью, а не войной!»). Отличительной чертой хиппи стали волосы до плеч у молодых людей.

Настоящие хиппи были на Западе. Они породили целое движение, которое докатилось и до ССС
Настоящие хиппи были на Западе. Они породили целое движение, которое докатилось и до ССС

И эта мода очень быстро перекочевала в СССР. Казалось бы, советское государство, воюющее с американским империализмом, должно было всячески поддерживать пацифистов хиппи, и лояльно относиться к их последователям в своей стране. Но идеология хиппи, требующая безбрежной свободы, категорически противоречила марксизму-ленинизму, проповедующему диктатуру пролетариата. То есть принуждала членов общества к неукоснительному следованию постулатам, выработанным Коммунистической партией Советского Сою^а и правительством страны и ими же провозглашенным единственно верными.

В СССР между тем нарастала, особенно среди молодежи, усталость от регламентации всего и вся, практикуемой его престарелыми вождями. Идеи хиппи, основанные на откровенном презрении к нормам поведения, принятым в американском обществе, оказались востребованными в стране, где человек с младых ногтей был под отеческим присмотром партии, комсомола и Комитета государственной безопасности СССР.

Известная ныне писательница и феминистка Мария Арбатова, в отрочестве «хипповавшая», вспоминает: «Я, как любой протестный подросток, туда (в компанию хиппи) влилась и начала переодеваться, потому что основной „месседж" (послание) обществу хиппи давали своей идиотской одеждой. За которую нас хватали, тащили в милицию, мальчиков били, девочек пугали».

Но нарядиться в вызывающую одежду, ходить босиком и носить на запястьях «фенечки» - разноцветные вязаные браслеты, предаваться свободной любви - это было далеко не всем по нраву, кто противился культивируемому единообразию. А вот обзавестись длинными волосами а-ля хиппи стало модно, это поветрие получило широкое распространение среди подростков и юношей. Тем более что длинные волосы носила бешено популярная во всем мире ливерпульская четверка - рок-группа The Beatles, произведения которой различными путями проникали и в СССР.

Борьба с напастью

Столь откровенное подражание загнивающему Западу раздражало власть, стремившуюся всех причесать под «моральный кодекс строителя коммунизма».

На борьбу с длинными волосами и сопутствующей им вызывающей одеждой были мобилизованы школа, комсомол, милиция, средства массовой информации. В сознание общества внедрялась мысль, что мода, пробравшаяся с той стороны железного занавеса, разлагающе действует на неокрепшее сознание молодежи и подталкивает ее чуть ли не к предательству Родины. Так же, как и пришедший из-за океана джаз, о котором в начале 1960-х годов был популярен слоган «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». А потому обязанность каждого советского патриота - всеми способами отвращать молодых людей от чуждого влияния.

В школах учителя по рекомендации отделов народного образования выставляли у входа комсомольские посты из числа наиболее сознательных школьников. Они ножницами вырезали у волосатиков приличный клок, и носителям прически под хиппи ничего не оставалось, как идти в парикмахерскую.

Районные комитеты комсомола практиковали создание комсомольских патрулей из числа членов бригад содействия милиции - бригад-мильцев. Они, расхаживая по главным улицам городов с красными повязками, останавливали молодых людей с нестандартными прическами и одеждой и либо также прибегали к ножницам, либо направляли соответствующие петиции по месту учебы или работы подозреваемых. Для последних это могло кончиться в лучшем случае проработкой на комсомольском собрании, но по совокупности с другими «грехами» могло привести и к отчислению из учебного заведения.

Советские хиппи тоже жили по своим правилам. Но их не принимали ни власть, нигобщество
Советские хиппи тоже жили по своим правилам. Но их не принимали ни власть, нигобщество

Один из отчисленных из МГИМО студентов вспоминал, что в вузе «было несколько инцидентов, когда студентов заставляли бриться и менять свою прическу (особенно это касалось длинных волос у мальчиков)».

В 60-70-х годах прошлого века над длинными волосами глумились карикатуристы. В популярном журнале «Крокодил», например, в 1969 году был опубликован рисунок кудлатого пьяного молодого человека в лаптях на фоне бутылок на столе и гитары у стены. Подпись гласила: «Я им докажу, что наш хиппи -это не какой-нибудь там западный!» А в 1974 году в том же журнале на карикатуре лев в клетке говорит, глядя на длинноволосого посетителя зоопарка: «Мне бы такую гриву!»

Конечно, и в Советском Союзе здравый смысл в конечном счете брал верх. Но многие судьбы были изломаны из-за нетерпимости к разнообразию мнений и вкусов. И в теперешней России находится немало бескомпромиссных воителей за нерушимость «нравственных и моральных скреп». Они громят выставки, срывают спектакли, ломают чьи-то судьбы.

Жизнь продолжается.

© Леонид Бударин