Бытует мнение, что капризам моды подвержены исключительно женщины. Ведь, как заметил выдающийся французский модельер прошлого века Ив Сен-Лоран, «мода не просто делает женщин красивыми, она дает им уверенность в себе». Вот и трудятся в поте лица своего модельеры, ювелиры и парфюмеры всех стран, изобретая все новые и новые одежды, головные уборы, украшения, косметику и благовония, чтобы прекрасная половина человечества становилась еще прекрасней.
Мужчины по природе своей склонны к консерватизму в одежде и менее озабочены своим внешним видом. Но и им избегнуть влияния моды не дано. Ничего зазорного для сильного пола в этом не просматривается. Еще Пушкин был уверен: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».
Однако в недалеком прошлом, на памяти старшего поколения, борьба с некоторыми проявлениями моды велась в СССР на уровне государства.
Ветер перемен
После Великой Отечественной войны население разоренной страны жило бедно, да и с ширпотребом было негусто: самыми массовыми видами
верхней одежды оставались фронтовая шинель и телогрейка или ватник. Стриглись мужчины коротко, в основном «под бокс», а женщины украшали головы шестимесячными химическими завивками. Зарубежные моды в СССР практически не попадали: железный занавес, опустившийся на страну с началом холодной войны, надежно оберегал население от «тлетворного влияния Запада».
Ситуация стала меняться с приходом к власти в СССР Никиты Хрущева. Он загорелся идеей мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими системами. Выезды «делегаций трудящихся» за рубеж, хотя и под контролем КГБ и в основном в страны социалистического лагеря, перестали быть экстраординарными.
А в 1957 году в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, собравший 34 тысячи гостей из 131 страны мира. И вот тут москвичи увидели, что одеваться можно не только в черное и серое, но и в разноцветное - и это красиво. И можно иметь, как Ленский в «Евгении Онегине» Пушкина, «кудри черные до плеч» - и это совсем не безобразно. Пусть даже курчавостью волосяного покрова бог обделил.
Так началось в СССР робкое приобщение молодежи к широко распространенным на Западе веяниям. Стали набирать популярность джинсы и кеды, на частных вечеринках молодежь танцевала рок-н-ролл. Правда, обзавестись джинсами удавалось немногим, в широкую продажу они не поступали и на черном рынке стоили неимоверных денег. А рок-н-ролл записывался нелегально на «ребрах» -старых рентгеновских снимках.
Долой вашу мораль!
В 1960-х годах в Соединенных Штатах возникло молодежное движение хиппи и быстро набрало популярность. Хиппи отвергали лицемерие пуританской морали, превыше всего ценили свободу в самом широком понимании этого слова, резко выступали против Вьетнамской войны, которую вела тогда Америка. Их лозунгом было Make love, not war! («Занимайтесь любовью, а не войной!»). Отличительной чертой хиппи стали волосы до плеч у молодых людей.
И эта мода очень быстро перекочевала в СССР. Казалось бы, советское государство, воюющее с американским империализмом, должно было всячески поддерживать пацифистов хиппи, и лояльно относиться к их последователям в своей стране. Но идеология хиппи, требующая безбрежной свободы, категорически противоречила марксизму-ленинизму, проповедующему диктатуру пролетариата. То есть принуждала членов общества к неукоснительному следованию постулатам, выработанным Коммунистической партией Советского Сою^а и правительством страны и ими же провозглашенным единственно верными.
В СССР между тем нарастала, особенно среди молодежи, усталость от регламентации всего и вся, практикуемой его престарелыми вождями. Идеи хиппи, основанные на откровенном презрении к нормам поведения, принятым в американском обществе, оказались востребованными в стране, где человек с младых ногтей был под отеческим присмотром партии, комсомола и Комитета государственной безопасности СССР.
Известная ныне писательница и феминистка Мария Арбатова, в отрочестве «хипповавшая», вспоминает: «Я, как любой протестный подросток, туда (в компанию хиппи) влилась и начала переодеваться, потому что основной „месседж" (послание) обществу хиппи давали своей идиотской одеждой. За которую нас хватали, тащили в милицию, мальчиков били, девочек пугали».
Но нарядиться в вызывающую одежду, ходить босиком и носить на запястьях «фенечки» - разноцветные вязаные браслеты, предаваться свободной любви - это было далеко не всем по нраву, кто противился культивируемому единообразию. А вот обзавестись длинными волосами а-ля хиппи стало модно, это поветрие получило широкое распространение среди подростков и юношей. Тем более что длинные волосы носила бешено популярная во всем мире ливерпульская четверка - рок-группа The Beatles, произведения которой различными путями проникали и в СССР.
Борьба с напастью
Столь откровенное подражание загнивающему Западу раздражало власть, стремившуюся всех причесать под «моральный кодекс строителя коммунизма».
На борьбу с длинными волосами и сопутствующей им вызывающей одеждой были мобилизованы школа, комсомол, милиция, средства массовой информации. В сознание общества внедрялась мысль, что мода, пробравшаяся с той стороны железного занавеса, разлагающе действует на неокрепшее сознание молодежи и подталкивает ее чуть ли не к предательству Родины. Так же, как и пришедший из-за океана джаз, о котором в начале 1960-х годов был популярен слоган «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». А потому обязанность каждого советского патриота - всеми способами отвращать молодых людей от чуждого влияния.
В школах учителя по рекомендации отделов народного образования выставляли у входа комсомольские посты из числа наиболее сознательных школьников. Они ножницами вырезали у волосатиков приличный клок, и носителям прически под хиппи ничего не оставалось, как идти в парикмахерскую.
Районные комитеты комсомола практиковали создание комсомольских патрулей из числа членов бригад содействия милиции - бригад-мильцев. Они, расхаживая по главным улицам городов с красными повязками, останавливали молодых людей с нестандартными прическами и одеждой и либо также прибегали к ножницам, либо направляли соответствующие петиции по месту учебы или работы подозреваемых. Для последних это могло кончиться в лучшем случае проработкой на комсомольском собрании, но по совокупности с другими «грехами» могло привести и к отчислению из учебного заведения.
Один из отчисленных из МГИМО студентов вспоминал, что в вузе «было несколько инцидентов, когда студентов заставляли бриться и менять свою прическу (особенно это касалось длинных волос у мальчиков)».
В 60-70-х годах прошлого века над длинными волосами глумились карикатуристы. В популярном журнале «Крокодил», например, в 1969 году был опубликован рисунок кудлатого пьяного молодого человека в лаптях на фоне бутылок на столе и гитары у стены. Подпись гласила: «Я им докажу, что наш хиппи -это не какой-нибудь там западный!» А в 1974 году в том же журнале на карикатуре лев в клетке говорит, глядя на длинноволосого посетителя зоопарка: «Мне бы такую гриву!»
Конечно, и в Советском Союзе здравый смысл в конечном счете брал верх. Но многие судьбы были изломаны из-за нетерпимости к разнообразию мнений и вкусов. И в теперешней России находится немало бескомпромиссных воителей за нерушимость «нравственных и моральных скреп». Они громят выставки, срывают спектакли, ломают чьи-то судьбы.
Жизнь продолжается.
© Леонид Бударин