Продолжается лето – сезон отпусков. Время путешествий и новых впечатлений.
Просветительский портал Арзамас приготовил для вас архитектурную шпаргалку.
Все разложено по полочкам, есть краткое описание, примеры, фото. Она поможет разобраться в стилях увиденных достопримечательностей. И звание эрудита и доки в архитектуре вам гарантировано!
Каждый архитектурный стиль можно оценивать, вспоминая высказывание Витрувия, самого известного античного архитектора из Римской империи далеких времен до н.э.: есть три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура: firmitas (прочность конструкции), utilitas (польза), venustas (красота).
Deconstructivism - 1980–90-е, встречается по всему миру.
Архитектурная деконструкция - переосмысление, «переконструирование» предшествующего стереотипа, что неизбежно приводит к некоторой провокации. Из-за сложной пластики форм деконструктивизм мог остаться одним из явлений «бумажной архитектуры». Однако развитие технологий ЭВМ в конце 1980-х помогло реализовать смелые пространственные идеи.
Главные архитекторы: Питер Айзенман, Бернар Чуми, Заха Хадид, Фрэнк Гери, Даниэль Либескинд, архитектурное бюро Coop Himmelb (l)au, Стивен Холл.
Главные типы сооружений - музеи и выставочные комплексы, офисные здания.
Характерные черты: абстрактные формы, расслоение и дробление, скульптурность, метафоричность, сложные отношения с ландшафтом и окружением.
Производные стили - параметризм, нелинейная архитектура.
Барокко - XVII–XVIII века, страны Европы, а также их колонии в Новом Свете.
Эстетика барокко противоположна программе Ренессанса: это бунт против рационализма в искусстве. Барокко стремится создать у зрителя пространственные и пластические иллюзии, сочетая божественное и виртуозные способности архитектора.
Главные архитекторы:
Джованни Лоренцо Бернини, Пьетро да Кортона, Франческо Борромини, Гварино Гварини, Филиппо Юварра, Иоганн Фишер фон Эрлах, Ян Кристоф Глаубиц, Франческо Бартоломео Растрелли.
Главные типы сооружений:
Дворец и парковый ансамбль с павильонами, церковь, монастырский комплекс, ансамбль городской площади и улицы.
Характерные черты: выгнутые или вогнутые фасады, сложные пространственные эффекты, разорванные фронтоны, трехчетвертные (на чет¬верть утопленные в стену) и/или русто¬ванные колонны, пышный скульптурный декор, включающий кариатиды и картуши, часто — полихромное цветовое решение.
Производный стиль - необарокко, или боз-ар.
Чикагская архитектурная школа: 1880-е — 1900-е годы, США.
Придумано: небоскреб — простая многоярусная металлическая структура (каркас), облицованная кирпичными и каменными материалами, покрытая декоративными орнаментами из керамических, каменных и литых чугунных деталей.
Чикагской школой также была впервые сформулирована основная парадигма развития архитектуры XX века — «форма следует функции».
Главные архитекторы: Луис Салливан, Данкмар Адлер, Дэниел Бёрнем, Уильям Ле Барон Дженни.
Главные типы сооружений - конторские, торговые и многоквартирные жилые здания.
Производный стиль - органическая архитектура.
Характерные черты: многоэтажные здания простых, ясных форм с большими окнами прямоугольной формы; стены облицованы кирпичом и декорированы орнаментом; пышный декор из чугунных конструкций.
Модерн (ар-нуво) - появился в 1890 — 1910-е годы в странах Европы, США, Российской империи, Османской империи.
Главные типы сооружений - доходные дома, театры, банки и офисные здания, магазины и торговые пассажи, железнодорожные вокзалы, буржуазные виллы, церкви.
Отказ от академических стереотипов в проектировании и при этом вера в необходимость красоты. Применение выразительных возможностей новейших конструкций и материалов (металла, стекла, железобетона).
Модерн – рациональный и романтический.
Характерные черты: текучие и пластические формы и сложность объемного построения - в романтическом модерне, отсутствие кривых линий и геометрическая ясность объемов – в рациональном, а также - орнамент, растительные и зооморфные мотивы в декоре, изображения женских фигур и голов.
Главные архитекторы: Виктор Орта, Эктор Гимар, Чарльз Ренни Макинтош, Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих, Антонио Гауди, Федор Шехтель, Элиэль Сааринен.
Авангардный функционализм: 1910–40-е годы, Франция, Германия и страны Северной и Восточной Европы.
Функция провозглашена единственным несомненным источником формообразования. Отказ от декора – он нецелесообразен. Наука помогала конструировать максимально технологичную и эргономичную искусственную среду обитания человека. По сути, архитектура приравнивалась к промышленному дизайну.
Главные архитекторы: Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Якобус Йоханнес Ауд, Людвиг Мис ван дер Роэ, Филип Джонсон.
Главные типы сооружений - общественные и жилье – от домов и частных вилл до рациональных поселков для рабочих.
Характерные черты: простые геометрические формы, гладкая поверхность фасада, нет декора, ленточное или сплошное остекление, плоская эксплуатируемая кровля, подъем здания от земли, пандусы, скупая отделка.
Производный стиль – конструктивизм.
Метаболизм - 1950–60-е годы, Япония
Возведение мегаструктурных сооружений и застрой¬ка городов, в своем устрой-стве основывающихся на принципах роста и развития биологических организмов.
Главные архитекторы: Кэндзо Тангэ, Кисё Курокава, Киёнори Кикутакэ.
Характерные черты: мобильные модули, размещаемые на общие коммуникационные структуры, незавершенная структура здания.