Идея создать в Красногорске сеть трамвайных маршрутов возникает регулярно, но только в среде неспециалистов. Ответственные за транспорт в администрации района при этом отмалчиваются или отписываются.
В чем же тут дело? Администрация ленива и не ценит инициативный народ или люди предлагают полную ерунду?
Разберемся. У трамвая есть важные достоинства:
- Высокая скорость и большая вместимость, лучше только электричка, но их не получится пустить с большой частотой. Трамвай по пропускной способности легко заменит 3 полосы с личным транспортом
- Компактные (по сравнению с дорожным полотном) пути
- Экологичность - электромотор не даёт никаких выбросов
- Тишина - да, современный трамвай практически не слышно (не путать со старинным сгнившим железом на раздолбанных путях, которое тоже иногда называют трамваем)
- Экономичность - рельсовый транспорт потребляет заметно меньше энергии, чем колёсный. Это простая физика: каждое сжатие покрышки - потери энергии.
Но есть у данного транспорта и особенности, и проблемы:
- Высокая стартовая стоимость. Суда входит прокладка путей и контактных проводов, покупка составов. Эффективная маршрутная сеть большого размера, конечно, окупится, но неэффективная станет огромной финансовой дырой для города
- Заметная стоимость обслуживания. Для сохранения всех преимуществ, составы и пути должны быть в хорошем состоянии. Регулярные осмотры, ремонты и замены
- Необходимость энергетической инфраструктуры. Тяговые подстанции надо где-то размещать и подключать к энергосетям. Это недёшево и организационно сложно
- Необходимость землеотвода под пути. Бывают попытки делать совмещённые с автомобильной дорогой рельсы, но это всегда выливается в неэффективность маршрута.
- Как у любого рельсового транспорта, у трамваев есть ограничение по предельному уклону. То есть, в горку с углом больше 6% состав вряд ли сможет подняться
Из всего этого следует простой вывод: трамвай хорош для плоской местности, где есть устоявшаяся структура города, где есть постоянный известный спрос на определённые направления и точки интереса, и когда город может вложить большую сумму в своё будущее.
Соответственно, трамвай не имеет смысла, если город активно и хаотично застраивается, если дефицит бюджета большой, если местность сильно неровная.
В Красногорске много мест с большим перепадом высоты. Несколько основных точек интереса лежит как раз в области, с большими уклонами (это, например, станции Павшино и Красногорская, городской стадион, парки). С перепадом высот идёт также главный кандидат на повышение эффективности транспортировки - Волоколамское шоссе.
Пожалуй. этого уже достаточно, чтобы сильно сомневаться в возможности сделать качественные трамвайные маршруты. Но можно добавить и такой фактор, как несформированность городской среды. Город представляет собой неоднородную по качеству и плотности застройку, которая продолжает меняться. Говорить тут о каких-то устойчивых маршрутах не приходится.
Один из жителей нашего города даже сделал сайт, на котором выложил своё видение будущей трамвайной сети города. Многие аспекты проблемы в этом проекте разобраны очень подробно.
К сожалению, три основных вопроса — землеотвод, физическая возможность прокладки путей и финансирование остались за кадром. Автор данной работы также предлагает строительство множества эстакад на городской территории, что сведет все преимущества этого компактного и экологичного транспорта к нулю.
Увы, видимо, трамвай - не лучший выбор общественного транспорта ближайшего будущего для нашего города. Красногорску надо в первую очередь сделать правильную сеть автобусных маршрутов, прекратить планировочный и строительный хаос и только после этого задумываться о следующем шаге.
Что такое правильная сеть маршрутов? Об этом мы расскажем в одной из следующих заметок.