Один из основоположников абстракционизма - русский художник Василий Кандинский. Считается, что первое абстрактное полотно "Картина с кругом" написано именно им. Это очень разносторонний и высокообразованный человек. Блестяще закончил юридический факультет, получил звание доцента, занялся преподавательской деятельностью, но тяга к изобразительному искусству оказалась сильнее. В 30 лет Кандинский решил стать художником. И это у него получилось.
Василий Васильевич Кандинский написал три книги : "О духовном в искусстве", "Ступени", "Точка и линия на плоскости". В первой из них художник рассуждает о том, как цвет воздействует на зрителя. Он пишет: " Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу» ".
Сравнение с музыкой не случайно. Кандинский получил музыкальное и художественное образование в юном возрасте. Свои абстрактные картины он делил на:
имрессии - оказывают прямое впечатление от созерцания, интуитивно понятно, что на них изображено;
импровизации - связаны с бессознательным;
композиции - сознательно построенные абстрактные изображения.
Хочу привести цитату из книги Василия Кандинского. В ней описывается, как художник улавливал ту нить, которая ведет к мастерству написания на первый взгляд непонятных, но таких прекрасных и притягательных картин.
Гораздо позже, уже в Мюнхене, я был однажды очарован в собственной моей мастерской неожиданным зрелищем. Сумерки надвигались. Я возвращался домой с этюда, еще углубленный в свою работу и в мечты о том, как следовало бы работать, как вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислоненная к стене и стоявшая на боку. Попытка на другой день при дневном свете вызвать то же впечатление удалась только наполовину: хотя картина стояла так же на боку, но я сейчас же различал на ней предметы, не хватало также и тонкой лессировки сумерек. В общем мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам.
Можно по-разному относиться к абстракционизму. Людей, которые не понимают такое искусство, огромное количество. Но среди множества абстрактных картин обязательно должна найтись та, которая возьмет за душу.
Мне очень нравятся несколько картин Кандинского, и первая среди них "Причудливое" или "Капризный":
Картина размером 40,5 на 56 см. Хранится в Роттердаме (Нидерланды) в музее Бойманса - ван Бёнингена.
Это фантастическая картина. Ясно видно, что на ней изображен корабль, который летит по небу. Там есть люди или какие-то другие живые разумные существа. И как-будто это другая планета. Говорят, она вызывает ассоциации с Египтом, но мне кажется, что здесь больше космоса, легкости, земного и неземного. Словно заглядываешь в будущее, когда на нее смотришь. По крайнем мере, это может быть альтернативное будущее.
Следующая интересная картина "Небесно-голубое" или "Синее небо" 1940 года.
Хранится в Париже в Центре Жоржа Помпиду.
Удивительно детская картина. Мне кажется, что на ней изображены детские игрушки, причем сразу все возможные их варианты. Из глубокого голубого пространства можно достать образ, и как из пластилина слепить свою любимую игрушку. Здесь видны куклы, качели, мягкие игрушки, и что-то продолговатое, наподобие паровозика. Какие-то головоломки, книжки.
Описания, которые я встречала, полны специфических терминов, заумных выражений. Не знаю, что хотел изобразить автор полотна, но для меня оно останется одним из самых светлых, добрых и красивых. Это портал в другой мир.
Еще одна любимая картина - Композиция VIII 1923 года.
Хранится в Нью-Йорке в музее Соломона Р. Гуггенхайма.
Кандинский считал ее одной из самых главных. В ней гармонично сочетаются линии, цвет и форма - все, как в теории художника. Он предлагал рассматривать ее вначале вблизи, а затем абстрагироваться и позволить мозгу сравнить все увиденное со звучанием музыки.
В моей голове она звучит как строгая и гармоничная музыка. Она подталкивает к созиданию, строительству чего-то большого, фундаментального и красивого. В общем, это очень энергичная картина. Хотелось бы увидеть оригинал.
На этом все.