Найти тему
Философия и наука

Лавкрафт и лавкрафтовские ужасы

Известный американский писатель Филипп Говард Лавкрафт вошел в историю литературы, как один из основоположников фантастики, наравне с Эдгаром По и Гербертом Уэллсом. Наибольшее влияние его творчество оказало на произведения в жанре ужасов. Причем, к классическим ужасам, в которых речь идет о вампирах, привидениях и прочем подобном, Лавкрафт практически не обращался. Основной темой писателя выступало неведомое, во всех его проявлениях - обитатели других миров, древние или потусторонние расы, пространства, выходящие за пределы Эйнштейновского временно-пространственного континуума, неведомые законы бескрайней Вселенной, и все остальное, в том же духе.

Совмещая между собой научную фантастику и ужасы, Говард Лавкрафт создал свой собственный литературный жанр - лавкрафтовские ужасы. В ходе повествования нечто таинственное, хотя и не мистическое в оккультном смысле, но пугающее своей непостижимостью и безжалостностью брало верх над всеми попытками героев победить, одолеть или преодолеть его.

Иллюстрация к произведению Говарда Лавкрафта "Цвет из иных миров". Источник: www.fishki.net
Иллюстрация к произведению Говарда Лавкрафта "Цвет из иных миров". Источник: www.fishki.net

С философской точки зрения все это вполне укладывалось в строй мыслей Лавкрафта. Он говорил и писал о том, что считает Вселенную опасной, пугающей и безжалостной по отношению к таким частичкам внутри нее, как человек, или даже к пыли всего человечества (хотя он восхищался ее неумолимостью). Учения всех религий казались ему смешными и бестолковыми, и, соответственно, ложными. Таким образом Лавкрафт отходит от антропоцентризма (вкупе как и от теоцентризма), и представляет мир во всем его пугающем величии, непостижимости и даже бессмысленности, если говорить о человеческом смысле.

Творчество великого писателя внесло немаловажный вклад в современную культуру. Можно легко заметить влияние Лавкрафта на Стивена Кинга, особенно в таких романах, как "Почти как бьюик", "Оно", "Под куполом", "Полицейский из библиотеки" и в других его произведениях, хотя на короля ужасов не менее сильно повлияла психологическая беллетристика Ричарда Бертона Мэтисона. Кроме Стивена Кинга и других писателей, испытавших влияние Лавкрафта, у него также есть и прямые последователи, к каковым можно отнести Августа Дерлета, его издателя, а позже писателя, работавшего в жанре лавкрафтовских ужасов.

Но идеи Лавкрафта, также, как, к примеру, идеи Карла Густава Юнга, наполнили ноосферу, и настолько растворились в ней, что порой их содержание существует уже совершенно независимо от автора. В современном кинематографе существует немало фильмов, в которых нечто страшное, непостижимое, леденящее душу, вступает в единоборство с человеком, и последний проигрывает. Типичным примером подобного фильма можно назвать "Затащи меня в ад", фильм о цыганском проклятье, в котором героиня в попытке избавиться от преследовавшего ее злого духа идет на все, вплоть до жертвы духу, но тем не менее все равно проигрывает.

Данная парадигма является противоположностью толкиеновской и льюисовской литературной философии, которые, напротив, воспринимают мир скорее не как ужасный и безжалостный, но как мирный, уютный, интересный. Именно поэтому их направление фэнтези разительно отличается от черного мистического фэнтези, в жанре лавкрафтовских ужасов.

Размышляя над миросозерцанием Лавкрафта следует задать вопрос: действительно ли Вселенная такова, какой ее представляет писатель? И еще один: конструктивна ли такая позиция с точки зрения развития науки и с точки зрения развития личности? Вероятно, это не только для тема размышлений, но и тема отдельной статьи, которая, возможно, выйдет в будущем.