Найти тему
Трансцендентальная религия
Ранее, религия имела ценность, как нечто, что объединяет общество, создаёт некую подоснову, на которой выстраивается общественная жизнь. Религия, например католичество для Европы или православие для России, имела адаптивную функцию: верующий точно знал, как нужно жить в обществе так, чтобы его не осуждали, не гнали, чтобы пользоваться уважением. В онтологическом, психологическом и философском смысле религия выступала гарантом определённых вещей, как-то разумности и справедливости Вселенной, устойчивости законов бытия, неуничтожимости Я, правоты света, добра и красоты, которые находили свой первоисточник в Благе...
3 года назад
Мысли, навеянные Анри Бергсоном
Романтизм, экзистенциализм, философия жизни, феноменология, интуитивизм, герменевтика, персонализм – все эти направления мысли, или школы, настроения эпох – родственные друг другу. Авторы этих направлений, каждый сам по себе, похожи на пазлы, которые вместе представляют собой общую картину того прорыва, который делает человеческая мысль с XIX по XXI век. Или иначе: это разные цвета мозаики, которые в совокупности являют зрителю красоту иконы, изображённой на витражном стекле. Один автор дополняет другого. Так у Анри Бергсона мы находим мысли, которые раскрывают встречающиеся у Карла Ясперса фрагменты о любви и об открытой экзистенциальной коммуникации...
3 года назад
Ницше, как сингулярность мысли
Образованному человеку, вообще-то говоря, неприятно признаваться в своем незнании. Образованный человек должен или промолчать, или узнать. Но я все же признаюсь: на момент написания этого эссе я не читал книгу Карла Ясперса о Ницше. Это будет мною исправлено, но именно сейчас, сейчас – а не когда-нибудь после, я хочу поговорить с моим читателем об этом весьма неоднозначном философе. Ницше, как говорят, безумен, и вероятно, так оно и есть. Вероятно, даже он был безумным всегда, а не стал таковым к концу своей жизни. И если исследователь захочет найти в произведениях Ницше безумие, то он, несомненно, найдет его...
3 года назад
О губительной для мышления роли философа-пророка
Для философа крайне губительна роль пророка, вещателя вечных истин, истин с большой буквы и в последней инстанции, а значит – истин законченных, догматических, самозамкнутых. Это губительно сразу в двух аспектах: во первых это губит самокритику философа, не даёт ему мыслить, замыкает его на самом себе, и на своей системе, на своей истине, заставляет стремиться к безупречности мысли и построений, практически делает его невротиком, не способным вырваться из паутины, сотканной собственными максимами и теориями. Это происходит, когда философ считает сакральной фигурой сам себя. Иная ситуация, когда таковым его считает ученик, последователь, читатель...
3 года назад
Несколько слов о социальном
Социальное таит в себе столько всего недоступного понимаю каждого отдельного человека, что можно говорить о том, что оно является отдельным от личности уровнем бытия. Речь идет о том, что в социальной жизни сокрыто под многослойным дном двойных стандартов, то, что непонятно личности, бесконечно чуждо ей, и даже враждебно. Личность трансцендентна социальности. Душа для социального – потемки, социальное для личности яркий свет, за которым проступает тьма. Личность трансцендентна социальному, но не так, как Я трансцендентно всему сущему. Социальному трансцендентно не только простое парадигмальное...
3 года назад
Случайные мысли о всеединстве, всемстве и моноантропизме
У Франкла мы находим идею моноантропизма, идею, которую он соотносит по значимости с возникшей когда-то идеей монотеизма. И, конечно же, хочется тут же сопоставить её с идеями Соловьёва и тех, на кого он повлиял – с метафизикой всеединства. И когда это, с налёта, происходит, отказать от этого, казалось бы, конструктивного синтеза не так-то легко. Ведь схожесть движения мысли тут очевидна. Но Шестов пишет о том, что истина, то есть экзистенциальная истина, открывается лишь эмпирическому личностному человеку, а не всечеловеку. Действительно, во взаимодействии между собой всех, абсолютное единство является либо абсолютным тоталитаризмом, либо абсолютным же конформизмом...
3 года назад
Читая Макса Шелера
Я считаю, что для понимания автора следует прочесть множество его книг, в идеале все. Такое чтения является интродукцией в терминологию и авторские парадигмы. С первого раза можно понять автора лишь в том случае, когда он очень прост, или когда читатель хорошо знаком с его школой. Например, для специалистов по неоплатонизму понять Николая Кузанского куда проще, нежели если его вдруг начинает читать специалист по стоикам. Частично я опираюсь на свой личный опыт. Так я прочел несколько трудов Ясперса и две работы Сартра, и две Франкла, прежде чем количество перешло в качество, и я ощутил хотя бы первичное понимание экзистенциализма, более того – принял его, как ориентацию мышления...
3 года назад
Дзен-буддизм
Дзэн-буддизм (Дзен — созерцание) — одна из важнейших школ буддизма, окончательно сформировавшаяся в V-VI веках нашей эры, в Китае, под влиянием даосизма, на основе буддийского мистицизма. В Китай же оно пришло из Индии, куда его принес Бодхидхарма, (440-528/536 г...
1571 читали · 6 лет назад
Вера, как экзистенциальный выбор
Все существующие доказательства бытия Божьего всегда оставляют возможность собственного опровержения. Доказать существование Бога нельзя, потому что Он превышает логику, ибо Его существование металогично, и превышает иррациональное, ибо Он метарационален, также превышает Он наблюдение и опыт, потому что Он транцендентен всему и вся. Напротив, Сам Он выступает гарантом, ибо через Него можно доказать и корректность логики, относительную реальность опыта и наблюдения, существование иррационального. Тут уместно вспомнить строчку из песни "Аквариума": "У Господа нет оправданий, Он Сам оправданье"...
6 лет назад
Проблема сокрытия бессознательного
Для психологии открытие бессознательного безусловно было важным шагом вперед. Фрейд практически нащупал его влияние на жизнь пациента, в том числе и на ее невротические проявления. Работая с бессознательным, специалист, можно сказать, "идет по приборам", и особо важную роль тут играют интерпретации. В некотором смысле само учение о бессознательном есть интерпретация. Это создание некоторого гештальта в психологической сфере, которая есть органическое целое, не материальное, нерациональное, но рационально осмысляемое...
6 лет назад
История русской философии от Зеньковского и Лосского
Некоторое время назад автору этих строк довелось прочесть две книги по истории русской философии, которые рекомендовал на своих лекциях профессор Владимир Петрович Рожков, в ряду других немногих произведений по этой теме, включая, между прочим, и некоторые свои работы. Этими книгами оказались "История русской философии" Николая Онуфриевича Лосского и одноименная работа протоиерея Василия Зеньковского, в двух томах. Это действительно фундаментальные работы по данной исторической дисциплине, но хотелось бы выразить частное мнение о них, в рамках книжного обзора...
362 читали · 6 лет назад
Эволюция Я в метемпсихосе
Как известно, существует целый ряд учений, которые включают в себя представления о перевоплощении. К таковым следует, в первую очередь, отнести индуизм и буддизм, где учение о реинкарнации является краеугольным камнем теологии и антропологии. Кроме того, элементы учения о метемпсихосе содержаться в иудаизме, греческом язычестве, платонизме и неоплатонизме, и в других философских школах античности. В христианстве также возможно отметить ряд мыслителей, которые, развивая свои концепции, приходят к учению о перевоплощении...
6 лет назад