Найти в Дзене
tata_aistova

Как менялась советская мода. 1970-е.

Романтические 1960-е с физиками, лириками и "оттепелью" закончились. Начались приземлённые 1970-е, с дефицитом, фарцовщиками, "доставанием" всего и вся и застоем во всех сферах жизни. Во всех, кроме искусства. Для кино и музыки эпоха брежневского застоя стала золотым веком. А мода - тоже искусство.

В начала 70-х в СССР наконец-то пробились мини-юбки. Во всём мире их уже заменило макси, а в СССР бум коротких юбок только начался.
Ярчайший кинопример мини-юбки - Зиночка (Наталья Селезнёва) в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" (1973). Коротенькое красное платье наброшено на ещё более короткое. Даже возможно, это не платье, а топ.

Другое кино-мини наверняка заставляло плакать наиболее впечатлительных зрительниц. В фильме "Неисправимый лгун" (1974) появляется Эдита Пьеха, в роли самой себя, в умопомрачительном платье с разноцветным геометрическим принтом. Мода на геометрию осталась с 1960-х. Ещё особенно возлюбили полоску и клетку.

-2

Польская петербурженка Пьеха пользовалась тем, что она полька, и её наряды постоянно оплакивались восторженно-завистливыми слезами модниц.

-3

В божественном клетчатом платье появляется преображённая Мымра Людмила Прокофьевна.

-4

Отдельно нужно отметить, что на модную арену СССР пытается пробиться этника, давно завоевавшая весь мир (еще с конца 1960-х, с приходом хиппи). Приживается плохо, но просветления встречаются такие, что уф.
Галя (Ольга Науменко) из "Иронии судьбы" приходит к Лукашину встречать Новый Год, пока он летит в Ленинград, спя, в изумительном фиолетовом платье. С расклешёнными рукавами, в пол, явно достала по большой удаче и в ГУМе.

-5

Особенно отмечу узор на груди (это весь декор платья) и просто распущенные волосы. Галя не стала мудрить с завивкой, отдав предпочтение модной (так же, как и завивка) простоте. Тоже наследие хиппи.

-6

Отдельное место занимает розовое платье Зиночки-Селезнёвой из "Иван Василича". Гайдай стремился подчеркнуть статус Зины, как киноактрисы, поэтому одевали её так, что модницы захлёбывались. Это платье шил сам маэстро Слава Зайцев. Он умудрился в нём соединить сразу несколько модных тенденций 70-х, считайте сами:
- мини
- макси
- этника
- геометрический принт

-7

Я считаю, что это одно из лучших платьев советского кинематографа. ИМХО, разумеется.

-8

Главное достижение 70-х - брюки. Женщин в брюках всё ещё не снимали в голубых огоньках и песнях года, но в жизни и на киноэкранах они уже царили. Та же Зиночка,в сцене разборок с Якиным, одета в шикарный белый брючный костюм. За похожий была подвергнута поруганию Светличная после "Бриллиантовой руки".

-9

Потом она его дополнила красной шляпой и перчатками.

-10

Ещё один завоевавший умы брючный комплект носила Ольга (Антония Сантилли) в "Невероятных приключениях итальянцев в России". Поскольку она возмутительно была итальянкой (капстрана!!), то носила возмутительно красивые вещи. Как вот эти белые брюки с тёмно-синим (по-моему, то ли замшевым, то ли бархатным) пиджаком.

-11

Одним из главных модных хитов стали клёши. Клёши въелись в мозг людям на долгие-долгие годы и потом еще ненадолго возвращались в нулевых. Штанины должны были быть такими широкими. чтобы под ними можно было укрыть от дождя Люксембург. И чтобы сантиметров на 10 закрывали каблук.
Отличный пример таких клёшей был у Верочки (Лия Ахеджакова). В них она с утра в начале фильма бежит на работу. А как мы помним, она дама модная и туалеты у нее сплошь заграничные.

-12

Абсолютно отдельная история - джинсы. Настоящие фирменные джинсы (фирмА) были мечтой каждого второго жителя СССР. Но такие можно было только
а) привезти из-за границы
б) купить в двухсотой секции ГУМа за особые чеки, выдаваемые только
особым людям.
в) купить в "Берёзке" за валюту (а точнее за другие особые чеки, на которые обменивалась валюта)
г) купить у фарцовщиков по цене нового неношеного "Боинга". Стоили от 150 рублей до бесконечности. Тогда как средняя зарплата составляла 100-110 рублей.
Поэтому люди искали выход. Покупали индийские или отечественные аналоги откровенного говнокачества, саржевые или ещё какие. И очень сильно завидовали тем, у кого была фирмА.
Поэтому Антония Сантилли, в тех же "Итальянцах..." была объектом поклонения. Причем на ней были не просто джинсы, а джинсовый комбинезон - за гранью добра и зла.

-13

Фильм "Романс о влюблённых" (1974) вызывал такое же пригорание задов. В нём уже отечественные Елена Коренева и Евгений Киндинов рассекали в джинсах, от которых даже через экран пахнет "Левайсом".

-14

Кстати, 70-е вообще отмечены развитием мужской моды. Конечно, модники и раньше в рванье не ходили, но в это десятилетие модно и не скучно одетые мужчины совсем перестали удивлять. Из советских медийных персон главным модником, как мне кажется, стал Владимир Высоцкий. В семидесятых он смог выезжать за рубеж, к французской жене, и привозить оттуда ништяки. Такими ништяками, например, стали джинсы клёш. Сейчас просто нельзя представить, как он крут. В нашу эпоху пресыщенности настолько модных вещей просто не бывает.

-15

В своей книге Марина Влади писала, как однажды Высоцкий привёз из загранпоездки модную кожаную куртку, которой страшно гордился. Возможно, это как раз она.

-16

Носил Высоцкий и страшно модную "водолазку-лапшу". Кстати, я как человек, которого в 70-е не задумывалось даже в отдалённом будущем (моя мама в 1972 пошла в первый класс), долго не могла понять, почему лапша, пока не разбиралась в этих вопросах. Мне казалось, что это водолазка, порезанная снизу в лапшу.
Но всё проще - лапша оказалась рубчиком, или еще проще - рельефными полосками вдоль водолазки. Как раз в такой запечатлён Высоцкий на известной фотографии.

-17

А Игорь Костолевский в такой играет в "Гараже" (1979).

-18

Ещё одна отличительная черта 70-х - многослойность. Наглядно можно увидеть на той же Верочке - под голубой туникой видна вязаная кофточка, да ещё и многоэтажные бусы сверху.

-19

Другое модное многослойное ответвление - вязаные жилетки поверх блузок и батников. Очень удобно для тех, у кого руки не из оппы. И затрат минимум, и одета модно. Отличный выход для Оли Рыжовой из того же фильма, которая не страдает лишними деньгами.

-20

У Верочки тоже был вязаный кардиган (но уже вряд ли самодельный) поверх модной водолазки.

-21

Другой фетиш 70-х - сапоги-чулки. Их достать было сложно, но возможно, а к концу 70-х стало совсем хорошо. Любили эти сапоги до безумия. В "Служебном романе" Рязанов уделил иим целый эпизод. Именно такие сапоги примеряет Верочка, натянув один, и поставив второй на свои бумаги. И это про них было сказано "Значит хорошие сапоги, надо брать".

-22

Всё там же несчастный Бубликов страдает, что мимо него весь день ходят ногастые девицы. И одна из них тоже в таких сапогах.Причём у нее они лаковые, у Верочки были замшевые. Замшевые на сто пунктов круче, но лаковые достать проще.

-23

На редкость противная директор рынка из "Гаража" (Анастасия Вознесенская) тоже была в таких.

-24

Отдельная статья моды 70-х - верхняя одежда. Если платье и даже джинсы еще можно было сшить-ушить-перешить, то с красивой и модной верхней одеждой было очень трудно. Тем эпохальнее становились осенне-зимние образы киногероинь. Особую любовь завоевали:
пальтишко Натальи Фатеевой, на молнии и с капюшоном опушкой из "Джентльменов удачи" (1971).

-25

пальто Александры Яковлевой с умопомешательной опушкой на воротнике и манжетах из "Экипажа" (1979). У мамы до сих пор приступы икоты при виде него.

-26

А нейлоновой шубе даже был посвящён целый фильм "Нейлон 100%".

-27

В отдельный абзац решила выделить розовый костюм и отдельно пиджак-тренч Марианны Вертинской из фильма "Семь невест ефрейтора Збруева". Он за гранью моды и купить такой вряд ли было возможно.
Как мне показалось, в нём нехилая такая отсылка на знаменитые костюмы битлов.

-28

Вот эти. В СССР как раз началась битломания (через 6-7 лет. после распада битлов) и эта отсылка, хоть и была пижонской, но уместной.

-29

Шляпки ушли в прошлое и место главных головных уборов заняли лисьи шапки. Огромные лисьи шапки, как у ленинградской учительницы Нади. По этим шапкам началась такая истерия, что людей, отстоявших за ними и доставших это сокровище, не удивить никакими пятикилометровыми очередями за айфонами.

-30

Про причёски. Главная причёска 70-х - локоны. Абсолютно разные и каждая вымудрялась, как могла. Но настоящий хит - завитые концы, как у "Аббы"

-31

В моду ненадолго (слава Б-гу) вошли парики и сооружения типа "а то как дом на голове" (с) Людмила Прокофьевна. Как раз с таким вавилоном на макушке снималась Ирина Скобцева в "Молчании доктора Ивенса" (1974).

-32

Мерзопакостная мразь Аля Ненарокова из "Экипажа" натянула парик, когда пришла в суд отбирать ребенка у хорошего мужика.

-33

А Наталья Крачковская в "Иван Василиче" и вовсе меняла парики как перчатки.

-34
-35
-36

В пику этим массивным сооружениям в моде держались простые и натуральные причёски - распущенные волосы до плеч, с немного рваными чёлками. Как у Натальи Варлей в фильме "Три дня в Москве"

-37

И у Елены Кореневой в "Романсе о влюблённых".

-38

СССР
2461 интересуется