Найти тему
Мурманский вестник

На полуострове Средний прошел самый северный в мире веломарафон

Оглавление

Текст: Дмитрий Ищенко

Фото: Дмитрий Ищенко и Алексей Мкртчян
В этом году веломарафон собрал рекордное количество участников.
Фото: Дмитрий Ищенко и Алексей Мкртчян В этом году веломарафон собрал рекордное количество участников.

- Ну, а камера на 26 дюймов или ремкомплект у тебя есть? - спросил Сергей, глядя на пробитое колесо моего велосипеда.

Я отрицательно покачал головой: ремкомплекта у меня не было, что выглядело весьма странно, если учесть, что мы стояли посреди дистанции самого северного в мире кросс-кантри марафона «Муста-Тунтури» на полуострове Средний.

- Как ты тут вообще оказался? - спросил мой собеседник.

- Очень захотелось, сел на велосипед и поехал, - ответил я.

Задача - доехать

На самом деле по сравнению с Сергеем я находился в куда более комфортном положении. Ехал-то я всего на сорок километров марафона, организованного Федерацией велоспорта Мурманской области при поддержке регионального комитета по физической культуре и спорту, партнеров и спонсоров. С учетом того, что не сидел на велосипеде последние лет семь, ни на что особое и не претендовал. Задача была просто доехать. А после того как спустило колесо и на его восстановление ушло часа полтора, так и вовсе борьба за минуты и секунды перестала быть актуальной.

У Сергея - другая история. На веломарафон «Муста-Тунтури» он приехал специально из Санкт-Петербурга. Заявился на сто километров. Первые двадцать держался в десятке лидеров. И тут пробил колесо. Оно оказалось таким капризным, что никак не хотело приходить в форму. На ремонт у Сергея ушло больше двух часов. За это время он успел помочь мне заклеить камеру, другому веломарафонцу восстановил разорванную цепь. И только со своим колесом справиться не смог. Закончилось тем, что обратно его везли на техничке ребята из МЧС, которые обеспечивали проведение гонки.

Я же после успешного ремонта моего транспортного средства просто ехал и наслаждался красотами полуострова Средний: загадочными сопками, зеркальными озерами, вечными скалами. Уже в пятый раз они встречали участников веломарафона, и для каждого из нас были магнитом, который притягивал к себе, поддерживал и вдохновлял крутить педали. В этом году, кстати, на старт вышло втрое большее число велосипедистов, чем годом раньше: 146 человек из разных городов Мурманской области и Республики Карелии, Санкт-Петербурга, Калининграда и Уфы. Из них 81 преодолел дистанцию 100 км.

Жизнь дарит шанс

Признаться, еще за несколько дней до марафона я даже и представить не мог, что выйду на трассу - пусть не сотки, но хотя бы даже сорокакилометровой велогонки. Но давнишняя мечта неожиданно воплотилась в жизнь, когда выяснилось, что товарищ с работы один заявился на трассу. И тут-то я решил, что мечты сбываются, а жизнь дает мне шанс воплотить их в реальность. Александр идею поддержал и дал первичные консультации.

Первые метры дистанции - впереди 100 километров.
Первые метры дистанции - впереди 100 километров.

Несколько часов на сборы, звонок своему школьному приятелю Дмитрию, который пожертвовал на эксперимент свой велосипед, - и я совсем в другой реальности. Вокруг меня вечная и величественная земля, а дорога ведет все дальше и дальше. И вот уже Баренцево море становится близким и ласковым, и кажется, что нет для тебя ничего невозможного.

Придут на помощь все

Веломарафонское братство очень быстро учит новым правилам жизни, особенно после пробитого колеса. Проезжая мимо любого, кто остановился на обочине, каждый спрашивал, все ли в порядке и не нужна ли какая-то помощь. А после того как я полетел на камнях, разодрал локоть и колено, чуть ли не половина моих попутчиков-соперников ринулась на помощь. В конце концов лейкопластырь мне приклеил парень из МЧС, а уже на финише все ссадины обработали врачи. Ну а все, кто стояли на КПП и предлагали гонщикам напитки и еду, так и вовсе встречали восхищенно и заботливо помогали каждому, даже самым безнадежным с точки зрения спортивного результата. Хотя, ведь не ради него большинство из нас оказалось здесь.

Под горку труднее

В то время, пока я вдыхал забытый чистый воздух Среднего и Рыбачьего и вообще наслаждался экстремальной поездкой, лидеры гонки из команды «Солнышко» уже мчались к финишу. Я еще не проехал сорок, а они уже пролетели свои сто. Как это у них получается, я так и не понял. Например, выяснилось, что в подобных соревнованиях труднее всего даются вовсе не подъемы, как это может показаться городским велолюбителям. Вот ты упираешься в горку, крутишь педали в надежде, что там, на горе, можно будет перевести дух и спокойно скатиться с вниз. Не тут-то было! Спуски гораздо труднее, потому что грунтовая дорога с кочками, ямами, камнями и прочими препятствиями не дает расслабиться ни на секунду. Так вот ребята из «Солнышка», казалось, слетали с гор вообще без тормозов. Так и умчались они вперед как пример недостижимого мастерства.

Так и надо

Но, независимо от того, какое место уготовил тебе итоговый протокол, на финише каждого встречали восторженные крики болельщиков и радостные взгляды товарищей-марафонцев. Между собой делить нам точно было нечего. Мы просто радовались каждому, кто сделал то, что считал для себя важным: дошел до финиша, преодолел себя и обстоятельства.

Каждого марафонца на финише ждал восторженный прием.
Каждого марафонца на финише ждал восторженный прием.

Уже после финиша я подошел к Сергею, который помогал мне на дистанции и которому пришлось с нее сойти. Сказал ему спасибо. А он улыбнулся даже как-то виновато и ответил:

- Не за что…

Мы пожали друг другу руки, и я вспомнил его же слова, произнесенные там, на трассе. В ответ на вопрос, как же меня угораздило здесь оказаться, я сказал, что просто сел и поехал, он подумал и ответил:

- На самом деле так и надо.

Хотя в следующий раз все-таки надо будет хоть немного подготовиться. Взять с собой запасную камеру. Или как минимум ремкомплект.

---

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.07.2018