Мы перевели рецензию на документальный фильм Марка Просеприо "Кто украл Бэнкси" (The Man Who Stole Banksy), которую после премьеры на кинофестивале Трайбека в апреле 2018 года написал американский журналист Дилан Кай Дэмпси. В основе фильма реальная история о том, как таксист из Вифлеема решил продать на аукционе кусок стены, на которой в 2017 году известный художник Бэнкси нарисовал граффити.
Дебютный фильм Марко Просеприо погружает нас в мир современного искусства. В частности, факт отделения четырехтонной стены с произведением Бэнкси и попытка продать ее на аукционе как бы под микроскопом показал вопросы искусства, права, международной политики и этики. Ключевые темы фильма - бизнес-составляющая стрит-арта, приватизация космоса, посягательства западного искусства на культуру меньшинств, оккупация Палестины... Если вам кажется, что все это очень сложно звучит, то это потому что так и есть. Обязательно к просмотру поклонникам искусства. Это богатый и стильный фильм, в котором размышления важнее сюжета. История захватывающая, она развлекает и поддерживает интерес. Но история - и ахиллесова пята фильма, т.к. на сюжет смещается фокус с важного.
Все начинается с картины "Документы осла" Бэнкси - малопонятного политического заявления в Вифлееме [на картине израильский солдат проверяет документы у осла].
Многие считают Бэнкси художником-философом с пропалестинскими взглядами. Другие, включая таксиста Валида Биста, видят в осле аллюзии на палестинцев и поэтому воспринимают как оскорбление, это приводит к попыткам убрать произведение. Это то, как мы представляем историю Валида, однако она превращается в невероятную одиссею четырехтонной стены, которая путешествует из Вифлеема в Копенгаген, Лондон и Болонью. "Кто украл Бэнкси" показал всю палитру мнений. В фильме о ситуации рассуждают артисты, коллекционеры, критики, историки, юристы и местные жители - и у каждого своя теория происходящего. Меж тем, фильм остается объективным и задает главный вопрос: если уличное искусство недолговечно по своей природе, то считается ли аморальным его присвоение и ограничение круга лиц, которые могут его видеть?
Фильм довольно стилизован под документальные съемки и этот подход работает. При таком искрометном предмете тон тоскливо-разговорный, в том числе интервью и забавное повествование панк-рокера Игги Попа. Картинка - разрушенный город и бетонные джунгли с почти инопланетными воздушными перспективами. И когда группа в защитных масках разрушает граффити в Ливерпуле, все это напоминает ограбление банка. На фоне звучит диссонирующий саундтрек со звуками, похожими на сигналы воздушной тревоги. Увлекательно, как в фильме сочетаются параллельные истории. Так лирические мелодии палестинских уличных музыкантов создают симметрию вопросу морали, а украденные снимки местных уличных талантов запараллелены со снятием стрит-арта. Это гениально.
Можно сказать, что фильм режиссера Просеприо - это ода, любовное письмо к уличному искусству.
Полная версия рецензии на английском: https://www.ioncinema.com/reviews/marco-proserpio-the-man-who-stole-banksy-review
Читайте также:
➜ Бэнкси: смотрим работы самого известного и таинственного художника современности
➜ Отель за стеной, или Стена близко. Заглядываем в арт-отель Бэнкси прямо на границе между Израилем и Палестиной
➜ Стрит-арт: 10 лучших граффити современности. Впечатляюще (by Banksy)