Найти тему
История и истории

Мертвый город Ресафа - каменный призрак в глубине сирийской пустыни

Оглавление

Ресафа – это мертвый город, еще его называют городом-призраком. Представьте себе древние величественные сооружения, крепостные стены, башни и развалины храмов, возвышающиеся посреди пустыни. Я встретил еще вот такое описание:

«Он был построен из кварца, благодаря чему на закате он сверкает в последних лучах солнца и приобретает необычный теплый цвет».
Остатки акведука. Источник: philanthropyinfocus.org
Остатки акведука. Источник: philanthropyinfocus.org

До того, как в Сирии началась кровопролитная гражданская война, Ресафа была включена в различные туристические маршруты. Здесь сохранились различные памятники римского периода, в первую очередь стены с башнями различных типов и руины церкви, но масштабные раскопки не проводились, а потому большая часть древнего города до сих пор под землей.

На месте Ресафы еще в IX веке до нашей эры была ассирийская крепость. Потом здесь хозяйничали персы, потом пришел Александр и установил свои греко-македонские порядки. Находясь в составе державы Селевкидов, Ресафа начала играть роль важного перевалочного пункта на пути следования караванов из Месопотамии на побережье Средиземного моря, в Антиохию. Еще больше эта роль вырастает после завоевания Сирии Римом. Римляне модернизировали крепость, и Ресафа кроме торгового значения приобретает военное: она используется как опорный пункт во время многочисленных войн римлян вначале с парфянами, потом с персами.

Ресафа. Базилика Сергия и Вакха.
Ресафа. Базилика Сергия и Вакха.

В IV веке Ресафа получает новое имя – Сергиополь. Назвали так город в честь одного из римских легионеров – Сергия, который, будучи христианином в то время, когда это отнюдь не поощрялось, а тем более в военном сословии, принял мученическую смерть. По приказу начальства его обезглавили. Случилось это в бытность императора Галерия Максимина, во время Великого гонения на христиан. Конец гонениям положил Константин Великий, утвердив христианство в качестве главенствующей религии. А после вспомнили про Сергия - в Ресафе поставили ему церковь, куда на протяжении последующих веков (вплоть до XII века) стекались паломники поклониться мощам, и была открыта епископская кафедра.

В начале VI века город Сергия на короткое время превращается в Анастасиополь, в честь византийского императора Анастасия I по прозвищу Нечестивый. Город используется главным образом как военная база в боевых действиях с сасанидской Персией. Еще больше укрепляется он при Юстиниане, который взошел на престол через девять лет после смерти Анастасия, и вернул городу название Сергиополь.

Внутри базилики. Источник: philanthropyinfocus.org
Внутри базилики. Источник: philanthropyinfocus.org

К эпохе Юстиниана относится и самая интересная из дошедших до нас историй. Ее рассказывает Прокопий Кесарийский в «Войне с персами». Сергиополь в его повествовании выступает как одна из целей грабительского похода иранского шахиншаха Хосрова I. В 540 году он развязал очередную войну с Византией, отправившись в экспедицию к средиземноморскому побережью. Наместникам встреченных по пути римских городов предлагалось откупиться, а у тех, кто не мог или не хотел этого делать, судьба складывалась печально. Так, не повезло одному из крупнейших городов византийского Востока - Антиохии. Хосров взял город штурмом, разграбил и частично разрушил. А вот Сергиополь вытащил счастливый билет: город и его жителей спас некто по имени Амвр - сарацин, обращенный в христианство. Вот что пишет Прокопий:

«С началом весны Хосров, сын Кавада, в третий раз с большим войском вторгся в пределы римлян, имея реку Евфрат с правой стороны. Священник города Сергиополя Кандид, узнав, что мидийское (персидское - Ред.) войско подошло уже совсем близко, и испугавшись и за себя, и за город, поскольку он в условленное время не заплатил Хосрову договоренную сумму, явился в лагерь врагов и просил Хосрова не гневаться на него за это. Ибо денег у него никогда не было… Хосров заключил его под стражу и, подвергнув его тело жесточайшей пытке, потребовал от него уплаты суммы, в два раза превышающей ту, о которой было договорено. Кандид умолял его послать несколько человек в Сергиополь с тем, чтобы они забрали, все сокровища тамошнего храма. Когда Хосров согласился это сделать, Кандид отправил вместе с ними некоторых из своих провожатых. Жители Сергиополя, приняв в город посланников Хосрова, дали им много ценностей, заявив, что больше у них ничего не осталось. Хосров, однако, сказал, что это его совсем не удовлетворяет и потребовал, чтобы ему было дано много больше этого. Итак, он посылает еще некоторых лиц под тем предлогом, чтобы они с точностью выявили имеющиеся в городе богатства, на деле же — с тем, чтобы захватить город. Но поскольку не суждено было Сергиополю быть захваченным персами, некий сарацин, христианин, служившим под началом Аламундара, по имени Амвр, подойдя ночью к городской стене, известил жителей обо всем этом деле, запретив им каким бы то ни было образом пускать персов в город. Таким образом посланники Хосрова вернулись к нему ни с чем. Тот, пылая гневом, вознамерился захватить город. Послав войско в шесть тысяч человек, он приказал ему осадить город к совершить атаку на его укрепления. Те подошли к городу к приступили к делу. Жители Сергиополя сначала храбро защищались, но затем, пав духом и испугавшись опасности, начали уже подумывать о том, чтобы сдать город врагу. Ибо случилось так, что в городе у них было не более двухсот солдат. Однако Амвр, опять подойдя ночью к стене, сказал, что персы через два дня снимут осаду, поскольку у них совершенно не осталось воды. Поэтому они не вступили ни в какие переговоры с врагами, и варвары, страдая от жажды, поднялись и вернулись к Хосрову, Кандида, однако, Хосров так и не отпустил. Ибо ему уже, я думаю, нельзя было больше оставаться священником, поскольку он не исполнил данную им клятву. Так обстояли здесь дела».

На этом динамика в истории Сергиополя – Ресафы заметно затухает. Он имел еще некоторое значение при арабах, в частности, служил временной резиденцией халифа из династии Омейядов Хишама ибн Абдул-Малика, который построил здесь мечеть, дворец и несколько других зданий. А потом наступила тишина. В конце концов, пески, изнуряющая жара, полное отсутствие воды, но главное – утрата военного и торгового значения сделали свое дело: в XIII веке город покинул последний житель. Ресафа уже тогда, восемь веков назад, превратилась в город-призрак.

©Алексей Денисенков

Понравился текст? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!