Недавно я побывала на лекциях сказочника Михаила Лепешкина, где поближе познакомилась с мировоззрением наших предков славян, с их пониманием мира, который они очень умно, но завуалированно представляли в своих сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек…»
Возьмем к примеру Курочку Рябу. Это самая короткая сказка, но в ней скрыто очень много смысла.
Жил дед со старухой, и была у них курочка Ряба. Один раз снесла курочка яйцо золотое. Дед бил-бил яйцо — не разбил. Бабка била - не разбила. Тут мышка по столу побежала, хвостиком махнула. Упало яйцо со стола и разбилось. Плачет дед, плачет бабка. А «курочка-ряба» им и говорит: «Не плачьте, дед с бабкой, и снесу вам не золотое яйцо, а простое».
Тут обрадовались старики. Вот и сказке конец.
Вообще трактовать сказки можно по - разному. И одна трактовка может отличатся от другой. Мы можем только догадываться, какой смысл заложен в той или иной сказке нашими далекими предками. Знаем только, что они писались и рассказывались детям для того, чтобы те научились понимать окружающий их мир.
Можно предположить, что в сказке о Курочке Рябе заложен сакральный смысл. И это одна из трактовок.
Курочка снесла яичко, но не простое, а золотое. Яйцо – символ жизни, сотворенного мира, а золото символизировало смерть.
Золотое яйцо – это конец жизни, мира, вселенной. Старики пытаются разбить яйцо – бороться со смертью, но у них ничего не получается.
А у мышки получилось, она лишь хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба начинают плакать, потому что понимают, пришел их конец, смерть им. Но курочка их успокаивает, говоря, что снесет новое яичко, простое.
То есть деда и бабу ждет новая жизнь, перерождение, обновление. Считалось, что тех, кто свято чтил своих богов и предков, жил по совести и в ладу с природой, род мог вернуть к жизни, вселяя их души в новорожденных детей.
Представляете, какой глубокий смысл у этой сказки.
Или взять сказку «Гуси - лебеди».
Гуси уносят братца в мир бабы яги, в мир мертвых, потому что баба-яга, костяная нога – это «посредник» между миром живым – яви и миром мертвых – нави. А сестрица идет спасать своего брата.
Мир яви пытается ее остановить – она встречает на своем пути печь и хлеб – символы жизни, семьи.
Затем встречает яблоню – символ красоты, здоровья, жизненной силы. Но она не останавливается, бежит дальше.
В конце пути встречает молочную реку с кисельными берегами – это граница между жизнью – миром яви и смертью – миром нави. Девочка не прикасается ни к молоку, ни к киселю.
Когда она находит братца, им надо вернуться в живой мир. Для этого они поминают своих родных, выпивая молоко с киселем – по сути поминальную еду, они едят яблоки – возвращая себе жизненную силу, едят хлеб – символ семьи и забираются в печь.
И здесь гуси-лебеди прекращают свою погоню потому что, через печь, через перепечение дети окончательно возвращаются в мир живых. И возвращаются уже в новой ипостаси – повзрослевшими и поумневшими. Так в сказке показывают обряд инициации, переход из подросткового возраста в юношество.
Ну разве это не удивительно, какие сакральные смыслы заложены в древних русских сказках.
На сим заканчиваю, если вам, как и мне нравится разбираться в культуре, жизни и быте наших предков, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Всего вам самого доброго.
Вам может понравиться:
Потаенный смысл русских народных сказок
Неожиданное озарение