Найти тему
Финансовая газета

Доход FIFA от мундиаля – 6,1 млрд долл. А сколько заработала Россия?

Все хорошее когда-нибудь кончается. Позади остался уже и мундиаль. Все расчеты – сколько потратила Россия, сколько заработала – будут позже. Но понятно, что главным выгодополучателем от Чемпионата является FIFA, которая заработала в нашей стране 6,1 млрд долл.

Именно такую цифру озвучила газета New York Times со ссылкой на финансовые документы Международной федерации футбола.

Для сравнения: на Чемпионате в Бразилии в 2014 году FIFA выручила 4,8 млрд.

По подсчетам консалтинговой компании JLL, Россия потратила на подготовку к ЧМ-2018 более 680 млрд руб. или 11,6 млрд долл. Причем 71% этой суммы дали бюджеты разных уровней. 

«Мы гордимся тем, что нам удалось сделать для любителей этого замечательного вида спорта, – заявил накануне глава нашего государства Владимир Путин. – Мы и сами – вся страна получили огромное удовольствие от общения с футболом, с миром футбола, с болельщиками, которые приехали к нам со всего мира».

По данным РИА «Новости», за четыре недели футбольного турнира туристы потратили в России более 20 млрд руб. Львиная доля расходов пришлась, конечно, на транспорт, в том числе авиаперелеты – 14 млрд руб. На втором месте агентство выделило гостиницы и рестораны.

Мундиаль поднял цены в российских отелях в среднем в 1,5 раза. Отельеры признаются: брали бы и больше, но помешали законодательные ограничения. Чтобы умерить аппетит отрасли, власти еще весной определили максимальные цены в зависимости от категории отелей. Так, люкс в пятизвездочной гостинице в Санкт-Петербурге не мог быть дороже 700 тыс. рублей в сутки. А однозвездочный отель в Самарской области – не более 2250 руб.

Примерно столько же брали за койко-место в столичных хостелах.

«Цена в хостеле увеличилась с 600–700 рублей до 2–2,5 тыс. руб. То есть рост где-то в 4 раза, это существенная прибавка», – сообщил управляющий мини-отелем и председатель «Лиги хостелов» Евгений Насонов. По его словам, если в обычное время постояльцы в основном россияне, то в период мирового первенства гостили почти исключительно иностранцы. Основную выручку сделали фанаты из Латинской Америки – бразильцы, мексиканцы, колумбийцы, аргентинцы, перуанцы.

По подсчетам Visa, средний чек приезжих гостей составил чуть больше 3,5 тыс. руб. Лидером по тратам стала Москва – здесь, по данным только одной платежной системы, потрачено более 1,7 млрд руб.

«Общую сумму всех расходов вывести сложно, так как операции проводились с помощью разных платежных систем. Много рассчитывались наличными, меняли здесь привезенную валюту. Чуть позже гостиницы, рестораны, транспортные компании выведут средний чек», – рассказал советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин.

По экспертным оценкам, речь идет о десятках миллиардов рублей. Только в Казани, как сообщили местные власти, туристы потратили свыше 11 млрд руб. В среднем каждый турист оставил там 37 тыс. руб. на питание, проживание и различные покупки.

Самыми щедрыми оказались гости из Соединенных Штатов. На втором месте – китайцы. Причем, команды этих стран даже не участвовали в чемпионате. «Бронза» – у Мексики, чьи болельщики были одними из самых ярких и веселых.

Более чем в 30 барах на Никольской улице в Москве гости ежедневно тратили на пиво около 120 тыс. руб.

Как рассказал руководитель Ростуризма Олег Сафонов, суммарно города – участники чемпионата приняли более 5 млн туристов, из них около 3 млн – гости из-за рубежа.

Согласно прогнозам перед началом Чемпионата, на празднике футбола Россия за месяц должна была заработать около 19 млрд долл.: 528,8 млн долл. от продажи билетов, около 5 млрд – от туристов-болельщиков. Точные суммы с продажи трансляций иностранным СМИ остаются тайной под семью замками. Однако цифра варьируется от 8 до 10 млрд долл.

Спонсорские средства – отдельный вид заработка. Каждая компания (а всего их 22) внесли свой вклад в размере примерно 200 млн долл. Отсюда набежала сумма примерно в 4,4 млрд.

А еще есть взнос FIFA в размере 1 млрд! А сколько сувениров было продано!

Как ранее сообщала «Финансовая газета», ранее в правительстве прогнозировали, что только единовременный эффект ЧМ-2018 составит 1% ВВП нашей страны. Впрочем, по мнению экспертов, действительность превзошла ожидания.

«В России рады, что Чемпионат мира по футболу позволил развенчать мифы о стране, существовавшие за рубежом, и готовы создать максимально комфортный визовый режим для возвращения полюбивших ее иностранных болельщиков», – заявил президент России Владимир Путин в минувшую субботу.

А потому, как предполагают эксперты, мультиэффект мундиаля будет работать еще длительное время. По прогнозам Ассоциации туроператоров России (АТОР), уже в августе–сентябре ожидается новая волна туристов в нашу страну – тех, кто решил не совмещать отдых с Чемпионатом. А в полной мере эффект российский турбизнес ощутит в следующем, 2019 году. Туроператоры ожидают, что турпоток в страну вырастет более чем на 20%, причем, во многом за счет инфраструктуры, построенной к чемпионату, и общего повышения интереса к России как к привлекательному туристическому направлению.