Любого человека рано или поздно начинает интересовать вопрос: «Что там, после смерти?». Самым известным рассказом о путешествии души является книга «Мытарства преподобной Феодоры». Феодора после своей смерти явилась в чудесном видении преподобному Григорию и рассказала о том, что видела и слышала после того, как ее душа отделилась от тела.
Считается, что после смерти душа должна преодолеть ряд мытарств. На каждом этапе душу испытывают в том или ином пороке бесы, и душа должна расплатиться добрыми делами. Те, у кого хороших дел больше, чем плохих, проходят мытарства и спасаются, другие остаются во власти бесов.
Что же происходит с душой после смерти? Вот что рассказала об этом послушница Феодора. В момент смерти она увидела вокруг кровати большое количество эфиопов, черных, с горящими глазами. Они подняли большой шум, неистовствовали, скрежетали зубами, грозились. Душа Феодоры испугалась. Она пыталась отвернуться, но они были везде.
Когда она была уже совсем измотана, появились 2 ангела в образе красивых юношей со светлыми лицами, блестящими белыми волосами и глазами, наполненными любовью. Одежда их напоминала свет молнии, а на груди они были подпоясаны золотыми поясами в виде креста. Они подошли к постели с правой стороны и стали разговаривать между собой. Они отчитали злых демонов, предупредив, что эта душа им не достанется. Эфиопы не хотели отступать, продемонстрировав свитки с дурными делами преподобной Феодоры.
После этого все стали дожидаться прихода смерти. Смерть была страшной и рыкала, как лев. Она напоминала человека без тела, была составлена из костей, при ней было множество орудий для мучений, таких как копья, стрелы и др. Ангелы призвали ее освободить душу от тела без мучений, т.к. она была почти безгрешной. Послушав их, Смерть взяла малый оскорд и отсекла преподобной Феодоре ноги, руки и другие части тела, после чего ее тело омертвело. Затем она отсекла голову, приготовила в чашке горькое питье и насильно напоила ее, после чего душа Феодоры выскочила из тела.
Ангелы взяли ее себе. Бесы попытались оспорить первенство, но ангелы привели полный список добрых дел преподобной Феодоры. Тут же у нее появился новый защитник, преподобный отец Василий, который отдал Ангелам мешочек с сокровищами, призывая ими откупить душу Феодоры при мытарствах. Позже он облил Феодору дорогим маслом и миром, и она стала благоухать. Он велел Ангелам провести душу туда, где ей положено быть, после чего поселить ее в уготованный ему Богом дом.
Когда преподобная Феодора поднялась на первую ступеньку мытарства, ее стали испытывать на празднословие. Здесь внесли свитки с описанием всех ее необдуманных слов и поступков. Некоторые из них она сама давно забыла, но вынуждена была вспомнить. Ее грехи были покрыты добрыми делами.
Вторая ступень – это мытарство лжи. Духи, которые испытывают души на этот грех, особенно злы. Феодору обличили в 2 случаях лжи и в утаении правды во время исповеди. Но и тут Ангелы смогли откупить ее.
В третьем мытарстве надо было отвечать за осуждение и клевету. Преподобная Феодора не замечала за собой этого греха, но была вынуждена признать, что иногда мысленно соглашалась с говорящими. Этого было достаточно, но, благодаря заслугам ее заступника, преподобного Василия, она прошла испытание.
Потом шло мытарство чревоугодия. В этом месте их встретили безобразные духи, изображающие пьяниц и чревоугодников. Они несли блюда, уставленные отвратительной едой, похожей на гной и блевотину. Они стали обличать Феодору, вспоминали случаи, когда она ела через силу, или с утра без молитвы, или в святые посты, или же пила. Ее уже хотели отвести в ад, но Ангелы опять воспользовались сокровищами преподобного Василия.
Пятым было мытарство лености. И тут преподобной Феодоре помогли дары ее учителя.
Шестое мытарство – мытарство кражи. Здесь душа Феодоры была почти безгрешной, так как она никогда ничего не крала, если не считать детства.
Потом шло мытарство сребролюбия и скупости. Его они прошли благополучно.
Восьмым было мытарство лихоимства, где наказываются те, кто жил ростовщичеством. Ее этот грех не коснулся.
Мытарство девятое – это мытарство неправды, где наказываются неправедные судьи, те, кто обманывал покупателей при торговле или же не платил достойно наемникам. И это мытарство преподобная Феодора прошла спокойно.
Десятое мытарство – зависть. Ее душа была чиста.
Одиннадцатое мытарство – гордость, где испытывались тщеславные, непочтительные к отцу и матери. Подобных грехов у Феодоры было мало.
Дальше шло мытарство гнева и ярости. И здесь духи мало что могли предъявить душе Феодоры.
Тринадцатым было мытарство зла на ближнего и тех, кто отвечал злом на зло. И здесь духам было не к чему придраться. Во время беседы с Ангелами Феодора узнала, что все ее дела были записаны Ангелом – хранителем и лукавым духом. Если добрые дела перевешивают злые, ее не могут удержать демоны и бесы, если это не так, они забирают ее к себе и мучают, пока не наступит освобождения благодаря молитвам родных и Церкви. Если душу отмолить невозможно, она остается в бездне до второго пришествия, после чего начнется ее вечное мучение. Неверующих же не проводят по мытарствам, а сразу спускают в ад.
Четырнадцатое мытарство – убийства. Здесь осуждается даже удар, нанесенный по плечам, голове, щеке и шее, то, если человек кого-то в гневе оттолкнул от себя и др. Это мытарство не доставило особых хлопот Феодоре.
Пятнадцатое мытарство – мытарство чародейства, колдовства и др. Духи его похожи на скорпионов, жаб, змей, очень мерзки. Феодора прошла это мытарство легко, т.к. не грешила ничем подобным.
В это время преподобная Феодора продолжила расспрашивать Ангелов. Она хотела узнать, все ли души проходят через мытарства. Оказалось, что все, но испытывают только грешников. Если было покаяние, то грехи исчезают, пропадают и все ужасы мытарства.
Шестнадцатое мытарство – блудное, это все нечистые помыслы, согласие на грех, страстные прикосновения. Глава этого мытарства сидел на престоле, одетый в скверную одежду в кровавой пене, перед ним было множество бесов. Список грехов в этот раз был внушительным, т.к. Феодора постыдилась покаяться в содеянном в молодости, но ее спасло то богатство, что передал преподобный Василий.
Семнадцатое мытарство – прелюбодеяние, для тех, кто стал изменником в семейной жизни. И здесь Феодора оказалась грешна, но Ангелы расплатились из сокровищницы преподобного Василия.
Восемнадцатое мытарство – содомское, где истязаются грехи несогласные с мужским и с женским естеством, совокупление с бесами, животными, кровосмешение. Глава этого места был покрыт гноем, его бесы пылали яростью. Но обвинить Феодору было не в чем.
Ангелы поведали ей, что не многие могут пройти все эти мытарства, так как мир лежит во зле соблазнов и скверн.
Девятнадцатое мытарство – мытарство ереси, там страдают люди неправильного мнения о предметах веры. Его преподобная Феодора прошла без остановки.
Последнее, 20 мытарство, было мытарством немилосердия и жестокосердия. Глава этого мытарства по виду сух, уныл, но душит немилосердным огнем. Феодора и его смогла пройти.
После прохождения мытарств она оказалась перед небесными вратами. Они были очень светлы и погружены в сияние. Ее встретили солнцеобразные юноши, которые были рады, что она прошла все испытания. Феодору привели к Божьему престолу, окруженному Ангелами, которые восхваляли Бога песнями. Она поклонилась, упала ниц перед Богом. Позже ей показали обители святых и муки грешников, после чего проводили в дом, приготовленный для блаженного Василия.