Найти тему

К. Керам. «Боги, гробницы и ученые»

Сегодня на повестке дня — на удивление захватывающий (!) археологический (!!) роман (!!!) о том, каким образом человечество открывало для себя историю древних цивилизаций.

Фантастические легенды и мифы, кладбища домашних крокодилов, человеческие жертвоприношения, странствующие мумии и проклятия фараонов - в этой книге полный набор для охотника за приключениями.

Однако главная особенность в том, что речь здесь идёт не о профессиональных «кабинетных» учёных, которые проводят годы за расшифровкой одной строки какого-нибудь древнего манускрипта (что, безусловно, тоже важно, но всё-таки не так интересно), а о самых настоящих фантазёрах-энтузиастах, одержимых романтиках, которые не испугались поверить в свою мечту и благодаря этому пришли к открытиям, изменившим горизонты мировой истории.

Генрих Шлиман — бедный мальчик из немецкой деревушки, который начитавшись Гомера, в 7 лет поставил себе цель найти Трою. Для чего половину жизни он учился и зарабатывал деньги, пока не стал миллионером и, наконец, смог позволить себе самые настоящие раскопки. Недешёвое удовольствие. Шлиман уверовал в «Илиаду» и «Одиссею», и доказал, что то, что считалось сказками и мифами, на самом деле когда-то было действительностью.

Здесь же можно найти историю ещё одного одержимого мальчика. Жан-Франсуа Шампольон в свои 11 лет увидел египетскую коллекцию одного из участников наполеоновского похода и сказал: «Я прочту, что здесь написано, когда вырасту». И прочел. Шампольон открыл тайну египетской письменности.

Другим известным первооткрывателем, нашедшим серьезный клад ,был американский консул Эдвард Герберт Томпсон, который тоже слепо поверил в легенду о том, что древние майя в рамках борьбы с засухой приносили в жертву девственниц, кидали их в гигантский колодец, а в месте с ними — всякое золотое добро. Так Томпсон стал первым подводным археологом.

«Если верить, сказка оживет», — как бы намекала нам ещё одна канувшая в лету империя в одной из, к слову, своих детских песен. Что тоже неспроста.

Поверив в сказку, упорным трудом можно добиться большего, чем просто упорным трудом. Этот прозрачный намек тянется лейтмотивом через всю книгу. XIX век был идеальным временем для археологии, когда древние империи и царства еще лежали нетронутыми буквально под ногами в песках за околицей. Век открытий и новых знаний, век глобального прорыва во всех областях науки. Время, когда фантазии и мечты воплощались в жизнь.

Современный же мир не то, чтобы не бросает нам вызов – искусственный интеллект, клонирование, полеты на Марс – дел много. Однако, наука окончательно перестала быть уделом романтичных дилетантов. Более того, один человек, даже самый подготовленный и образованный, будь он хоть Нобелевским лауреатом, ныне практически беспомощен в отсутствие масштабной и дорогостоящей инфраструктуры. Прорывы в науке в 21-м веке могут осуществить только корпорации, которых заботит лишь прибыль, или энергичные тоталитарные государства, а их становится всё меньше. Индивидууму же остается лишь обратить свой пытливый взгляд внутрь себя и постараться приблизить социальный прогресс к технологическому, что никак не менее важно, чем раскопки древней Трои.