Политический покойник Борис Джонсон, с которым мы сегодня прощаемся, в должности министра иностранных дел Великобритании прославился прежде всего многочисленными русофобскими выпадами, в которых сочетались претензии на интеллектуализм и полуобразованность, из-за которой английский политик раз за разом выдавал анекдотичные ляпы.
Не так давно он сравнил проходящий в России Чемпионат мира по футболу с гитлеровской Берлинской Олимпиадой 1936 года, якобы использовавшейся для того, чтобы отмыть имидж Германии в мире. Полная чушь, в тот момент Третий Рейх был "уважаемым партнером" для Англии, Франции и тем более США, а заметней всех зиговала на тех играх британская футбольная команда.
Подвел Джонсона Берлин и и в другой раз. Его восхитили берлинские нудисты, в которых он увидел результат "освобождения от тоталитаризма". На самом деле, нудизм в Германии расцвел как раз в ГДР, за Берлинской стеной - возможность ходить голыми была для восточных немцев своеобразной психологической отдушиной за жесточайший прессинг спецслужб, а затем и пулеметы на вышках Стены.
Нудизмом увлекались даже партийные чины и классики немецкой коммунистической литературы. Существует такая полуапокрифическая легенда (в ней меня смущают хронологические неувязки).
Однажды министр культуры ГДР в 1954-1958 гг. поэт Йоханнес Бехер, автор гимна ГДР, посетил нудистский пляж на котором его особенно разозлили разложенные у воды старушечьи телеса. "Совсем стыд потеряла, старая шлюха!" - выругался он, не узнав, что телеса эти принадлежат классику германского соцреализма Анне Зегерс. Вскоре Бехеру довелось вручать Зегерс премию ГДР и он обратился к писательнице: "Мой друг, дорогая Анна!", на что Зегерс не преминула прошептать: "Для Вас - всё ещё старая шлюха!".
Противопоставление творческого и свободного Запада и тоталитарного угрюмого Востока, особенно России, вообще было для Джонсона одним из центральных. И снова он раз за разом попадает впросак.
Однажды Боба сравнил Россию и Запад с тоталитарной Спартой и свободными творческими Афинами эпохи Пелопонесской войны о которой читал у Фукидида. Однако вот незадача, как знает каждый изучавший античную историю, в той войне с разгромным счётом победила Спарта, вплоть до того, что на какой-то момент навязала Афинам марионеточный политический режим.
Однако самым эпичным провалом Джонсона стали его сентенции о "Новичке" и световых мечах, появившиеся в разгар русофобской истерии в Англии вокруг дела Скрипалей. Выступая на пасхальном банкете в Лондоне в марте 2018 года Джонсон разразился таким пассажем.
"Чем обычно размахивают в «Звездных войнах»? А где был изобретен световой меч? В каком районе Лондона? В Аксбридже и Южном Райслипе. В этом и есть разница между современной Великобританией и правительством Владимира Путина. Они создают «Новичок», а мы создаем световые мечи. Первое — ужасное оружие специально для убийства, второе — вымышленный реквизит, который странно гудит. Но какое из этих орудий более эффективно в современном мире? Какое принесло больше пользы для экономики? Какое поразило воображение трех поколений детей и заработало миллиарды? Какое из них можно подарить, а какое можно только презирать? Могу вас заверить, что арсеналы нашей страны забиты не ядом, но чем-то более мощным: силой воображения, изобретения и инновации, которая возможна в свободном обществе, где мы с вами живем. Именно эта сила одержит верх".
Выбор "Звездных войн" в качестве символа противопоставления западной креативности и русского бескрылого милитаризма до крайности неудачен. Это получилась настоящая смесь наглости и невежества. Дело в том, что "Звездные войны" буквально лопаются от русских культурных мотивов вплоть до откровенного плагиата.
Всемирно знаменитый "Имперский марш" Джона Уильямса является откровенным плагиатом марша Сергея Прокофьева из оперы "Любовь к трём апельсинам" лишь слегка утяжеленным в духе прокофьевского же "Танца рыцарей" из "Ромео и Джульетты".
Целых два костюма Падме Амидалы являются вариациями русского национального костюма с легко узнаваемым кокошником.
Да-да, тем самым кокошником, который превратился в неофициальный символ нашего Чемпионата.
Металлический кокошник Падме является практически копией кокошника со знаменитого бала-маскарада в древнерусском стиле, устроенного в Зимнем Дворце в 1903 году. Такой кокошник был на графине Марии Михайловне Орловой Давыдовой.
Этот бал 11 февраля 1903 года, когда знать Российской Империи собралась на праздник в костюмах русского стиля, разработанных Сергеем Соломко, был значимым событием в истории развития русской и мировой моды и визуальной символики.
Достаточно вспомнить, что эти костюмы перекочевали на любимейший советскими людьми дизайн игральных карт, в частности дама треф воспроизводила наряд великой княгини Елизаветы Фёдоровны, которой вскоре предстояло потерять мужа, убитого террористом Каляевым, а затем стать преподобномученицей.
Замысел "Звездных войн" возник у Лукаса под влиянием советского фантастического фильма "Планета бурь" (1961 г.).
А главный злодей (и самый популярный герой) космической саги - Дарт Вейдер носит слегка видоизмененную фамилию героя "Туманности Андромеды" - Дар Ветер. И роман Ивана Ефремова и снятый по нему советский фильм были хорошо известны американскому режиссёру.
Не обошлось без русских мотивов и в других аспектах работы над "Звездными войнами" в частности - при создании имен персонажей. Чубакка - это переделанное слово "собака", а Джабба Хат - это, по всей видимости, Жаба Гад.
И даже со световыми мечами всё не так просто. Огненный меч - это характерный образ русской православной иконографии архангела Михаила, отсылающий к библейскому херувиму с огненным мечом, заградившему для изгнанных Адама и Евы врата рая.
Для византийской и западной иконографии пылающий меч не характерен, а вот на русских иконах меч архистратига зачастую изображается именно как "световой". Выходит и тут дизайнерское решение "Звездных войн", которым так гордился Джонсон, лишь слизано у русских.
Так что британский министр, теперь уже бывший, доказал своей русофобской речью обратное тому, что хотел. Не то, что креативный Запад создает высокие образцы культуры, в то время как русские умеют создавать лишь брутальное оружие, а напротив, что Западная креативность состоит исключительно в том, чтобы тырить русские изобретения и культурные формы и выдавать их за свои.
Именно Россия остается для мира генератором творчества и идей, для Запада же более характерно тиражирование чужих находок. Кто при таком раскладе победит и кто без кого не сможет выжить, - отличная тема для Джонсона подумать после отставки. Во всяком случае русский кокошник уже победил английский бойкот нашего чемпионата.