История футбола уходит корнями в глубокое прошлое. Одно из первых упоминаний об игре в мяч ногами относится к 2000-м годам до н.э. Китайские воины с ее помощью улучшали свою физическую форму. В похожую игру в мяч играли и в Японии, и в древней Спарте, в Древнем Риме, даже великий Леонардо да Винчи не остался равнодушным к этой игре. Примерно в XIV веке итальянцы изобрели игру «Кальчо» («пинок»). И именно они завезли эту игру на Британские острова.
Конечно, тот «футбол» был мало похож на футбол современный. Окончательно этот вид спорта сформировался лишь в XX веке.
Первое время после появления футбола считалось, что игроки сами способны регулировать конфликты и разруливать спорные моменты. Вот и решила английская Футбольная ассоциация поначалу обойтись без судей. Судьба рассудит. Сами договорятся.
в середине XIX века английские команды перед началом игры совместно договаривались о количестве игроков в составе и продолжительности матча. В то время в футболе неукоснительно соблюдался джентльменский дух. Спорные моменты решались совместно, а каждый игрок должен был выучить правила, прежде чем выйти на поле.
Но иногда азарт затмевал все и игроки рубились, руководствуясь собственными представлениями о чести на поле, как пацаны во дворе, но ведь двести лет назад были другие понятия о чести и достоинстве. Иностранец-путешественник Гастон де Фуа, наблюдая за игрой в футбол, воскликнул: «Если англичане называют это игрой, то, что же они называют дракой?!»
Игра была слишком сильно насыщена спорными моментами. Конфликтные ситуации возникали буквально на каждой минуте, а конкуренция и накал страстей на поле возрастали с каждым годом, и вскоре выяснилось, что игроки не способны самостоятельно договариваться по каждому спорному моменту, к тому же в результате подобных дебатов матч не на шутку затягивался и игра теряла остроту и динамику. Что делать? Требовался наряд полицейских, который бы обслуживал возникающие во время игры конфликты исходя из свода принятых правил.
Лишь с момента, когда любительские команды стали превращаться в профессиональные клубы, возник вопрос, кому судить игру? И с 1873 года на каждый матч стали приглашать двух судей – по одному от каждой команды (что было зафиксировано в правилах Футбольной ассоциации), при чем наказывать они могли исключительно своих подопечных, каждый из них обслуживал лишь свою половину поля.
Особых результатов эта тактика не дала: играть в полную силу и в то же время справедливо оценивать действия друзей не каждому под силу. Пришли к тому, что судить игру должен кто-то посторонний, тот, кто сможет адекватно разрешить споры – третейский арбитр.
В общем, вскоре у кромки появился и третий арбитр. Рефери. В особо важных матчах его назначали посредники от команд, чтобы тот выносил окончательный приговор в спорных ситуациях. И получалось у него даже лучше, чем у посредников.
Судьи эти носили обычную уличную одежду и внешне ничем не отличались от болельщиков. Им было запрещено вмешиваться в ход событий на футбольном поле (поначалу третейского арбитра вообще сажали на трибуну), и решение они принимали только тогда, когда к ним обращались игроки, не сумевшие до этого договориться между собой. И только грамотное судейство могло решить судьбу матча.
Но и этого оказалось недостаточно. Даже при двух судьях и одном третейском арбитре игра временами превращалась в футбольный дискуссионный клуб, что негативно отражалось на зрительском интересе. На поле нужен был арбитр, жестко контролирующий ход матча и оперативно выносящий вердикты. Сначала рефери использовали свой голос, кричали с бровки, реагируя на то или иное нарушение игроков. Затем судили при помощи носового платка, размахивая им, чтобы привлечь внимание футболистов. Затем арбитры стали звонить в школьный звонок-колокольчик, чтобы обратить на себя внимание и вынести решение. Мучения судей продолжались до 1878 года.
По легенде, на одном из футбольных матчей в Лондоне, 10 июля 1878 года, судить игру доверили полицейскому, и когда на игре возникла драка, полисмен, не задумываясь, засвистел в свисток. И ошеломленные игроки тотчас же прекратили драку. Имя судьи-героя, рискнувшего применить новшество, к сожалению, забыто. Но с тех пор свисток стал непременным атрибутом арбитра. Футбольные чиновники посчитали, что с его помощью судье будет проще управлять игрой. Несмотря на то, что было это в XIX веке, ничем другим свисток пока не заменили.
Поначалу судьями использовались самодельные деревянные «инструменты». Потом в той же Англии, слывущей родоначальницей этой игры, наладили их массовое производство из металла. Судьи стали пользоваться латунными свистками полицейского образца. Металлические свистки использовались не одно десятилетие, притом, что были травмоопасными. Например, на холоде могли запросто примерзнуть к губам. Поэтому со временем их стали делать из пластика. Внутри была камера, в которой находился шарик. Такие свистки издавали довольно громкую трель, но имели весомый недостаток: шарик мог попасть в выходное отверстие и там заклиниться. Пока он не возвращался в исходное положение, извлечь из конструкции звук было невозможно, а эта операция иногда занимала довольно продолжительное время. В 1987 году был предложен новый вид свистков без шариков, которые до сих пор используются во многих видах спорта. Внутри вместо шарика наладили размещать турбинку. Именно она, как считается, и придает «инструменту» весьма пронзительный резкий звук. Изобретателем стал канадский судья Рон Фоксфорт, которому заклинивший шарик едва не испортил карьеру. В наши дни арбитры часто скрепляют одним шнуром сразу два свистка на случай отказа одного из них.