Формула 1 в этом году просто-таки дарит своим болельщикам яркие эмоции. Достаточно вспомнить неожиданную и очень красивую победу Риккардо в Китае или еще более сумасшедшую гонку в Баку, чтобы понимать: скучная Ф1 закончилась – ну или почти закончилась.
И вот очередь Сильверстоуна – домашней трассы английских болельщиков, не менее, если не более отчаянных, чем итальянские тиффози. Похоже, что благодаря своему лидеру, эта трасса становится «домашней» и для немецкой команды Mercedes. Особенно отлично это понимают Хэмилтон и Феттель: первый долго извинялся за свое поражение, а второй долго ликовал по радио, высказываясь в том роде, что «мы их сделали у них же дома».
Впрочем, следующий этап в Хоккенхайме будет «домашним» уже не только для Серебряных стрел, но и для Себастьяна Феттеля, и накал борьбы там может оказаться просто невероятным.
Еще накануне в квалификации несмотря на то, что Хэмилтон взял поул-позицию, было понятно, что силы двух топовых команд очень близки и за победу придется серьезно побороться. К сожалению, для Red Bull в Британии все сложилось не столь удачно, и разница между временем поула и 6-м местом Риккардо была более секунды. Но после небольшой реконструкции Сильверстоуна (замене асфальта и дополнении зон DRS – третья зона впервые расположена в повороте) для двух гонщиков «газировки» безусловно могли быть варианты – ведь оба умеют отлично обгонять, а их команда способна на неожиданные тактические решения.
В очередной раз крайне успешной стала квалификация для Шарля Леклера, слухи о контракте которого с Красной командой становятся все более настойчивы. Его очередной проход в Q3 и 9-й результат на машине уровня Sauber подсказывают, что на Ferrari он мог бы дать бой и Феттелю. Но пока нет официальной информации, говорить о чем-то пока еще рано.
Стоит еще отметить, что Pirelli привезли в Сильверстоун, во-первых, те самые узкие шины, которые были в Испании и Франции и про которые говорили, что они отлично подходят Мерседесам, а во-вторых, довольно неожиданное сочетание составов: soft, medium и – впервые в этом сезоне! – hard с голубыми ободками ice-blue. При этом в рекомендациях Pirelli для гонки состав hard не присутствовал, а командам предлагалось проводить гонку с одним или двумя питстопами в вариантах S-M или S-S-M. Забегая вперед, скажу, что одна команда, тем не менее, использовала hard: на первом пит-стопе Renault переобули обоих своих пилотов в самую жесткую резину при том, что стартовали они на medium!
Сильверстоун встретил Формулу 1 необычайно жаркой погодой, когда температура асфальта переваливала за 50 градусов по Цельсию. Этот фактор тоже не мог не сказать на состоянии и деградации резины во время гонки – Австрия неделю назад уже продемонстрировала, как быстро приходят покрышки в негодность. А во время гонки в радиопереговорах периодически были слышны жалобы или предупреждения о плохом состоянии резины.
Итоги квалификации вообще были неожиданными – сразу три пилота в Британии стартовали с пит-лейна. И помимо Брендона Хартли, чей Toro Rosso не смогли восстановить к квалификации после серьезной аварии в субботу, двумя другими стали, увы, пилоты команды Williams.
Во время практики и в квалификации у обоих пилотов Williams возникали крупные проблемы с прижимной силой, в результате чего они по очереди вылетали в гравий.
«К сожалению, в квалификации у нас возникла проблема, которая стала причиной разворота обеих машин, — сказал технический руководитель команды Падди Лоу. – У Лэнса это означало окончание его сессии, а Сергей смог добраться до боксов и даже показать время на круге. Мы столкнулись с неким феноменом, который не видели ни ранее в этом году, ни когда-либо до этого: активация DRS периодически становится причиной полной потери аэродинамической нагрузки на днище, которая при этом не появляется вновь при входе в следующий поворот. В случае обоих разворотов автомобили входили в поворот с незагруженным днищем, что и приводило к очевидным последствиям. К этому уикенду мы подошли с несколькими новыми деталями кузова, которые и опробовали в первых двух практиках. Этот новый феномен системы DRS только один раз проявил себя в первой тренировке на одной из машин, но был неверно нами диагностирован. Его приняли за частную конфигурацию, которую мы решили не использовать во второй тренировке, квалификации и гонке».
В итоге командой было принято решение нарушить правило закрытого парка, чтобы вернуть автомобилям прежние конфигурации днища и заднего антикрыла – как раз тех новинок, которые они опробовали в Сильверстоуне. Поэтому с питлейна должны были стартовать в следующем порядке: Хартли, Сироткин, Стролл.
Похоже, что и Сироткину, и Строллу очень повезло, что они выезжали с питлейна: стартовавший 12-м Перес не удержал машину и развернулся в первом повороте и вполне мог их «собрать» на треке, как едва не собрал на выезде с питлейна. Хартли же и вовсе опоздал и на старт с питлейна, а на втором круге вернулся в боксы и окончательно сошел.
Впрочем, ошибка и разворот Переса, влетевшего кормой в рекламные щиты и вернувшегося в итоге на трассу, отошла полностью на задний план по сравнению с тем, что творилось в голове пелотона.
Хэмилтон просыпает старт и в результате пропускает сначала Феттеля, затем Боттаса, а после этого оказывается и под атакой Райкконена. Кими пытается обойти его в повороте, немного ошибается и выбивает действующего чемпиона с трассы! Хэмилтону везет: он удерживает машину на асфальте и у него не происходит больше никаких контактов с позади идущими автомобилями, но возвращается он самым последним, и впереди у него 19 машин, включая выехавшего-таки из боксов Хартли. Что он сможет теперь сделать на домашнем Гран-при, неизвестно. В боксах Mercedes тяжелая тишина.
Более того, на переднем колесе у Mercedes #44 огромная проплешина, которая обязательно даст себя знать, и непонятно, пострадал ли автомобиль в инциденте. В ходе радиопереговоров инженер убеждает Льюиса, что по показателям все в порядке, и он может атаковать, и англичанин отправляется в бой. На 5-м круге он уже 12й, на 7-м – 10й, на 11-м уже 6-й. 14 позиций за 10 кругов? Неплохо, но дальше будет сложнее, ведь впереди самые тяжелые соперники.
Тем временем, Райкконен получает свое наказание за выбитый Mercedes: 10 секунд штрафа плюс два штрафных балла. Вспоминая былые «преступления и наказания» Феттеля, это кажется чересчур тяжелым штрафом, но справедливости в Ф1 давно уже нет, и с другой стороны – Хэмилтон потерял 24 секунды: именно на столько он отставал на первом круге от Феттеля, идущего в лидерах. И несмотря на то, что англичанин отыгрывает позиции, он все больше проигрывает по времени: обгоны медленных машин дают себя знать. Разница во времени круга у него достигает почти двух секунд в пользу Феттеля.
Тем временем, после получения штрафа, команда сообщает Кими: «переходим на план Б», и на 14-м круге Райкконен заезжает в боксы, открывая волну пит-стопов. Отстояв 10 секунд и поменяв резину на свежую, финн возвращается на трассу 11-м, но очень быстро становится уже 6-м.
Следом в боксы заезжают почти все пилоты, а на 19-м круге на выезде с пита не везет Леклеру: практически сразу ему поступает команда из боксов остановиться и заглушить мотор. Проблемы с креплением колеса. А ведь он шел 7-м.
К этому моменту Хэмилтон уже второй, так как еще не останавливался для замены резины, а возглавляет гонку Феттель. Разница между ними совсем незначительная, но если поначалу Льюис сокращал отрыв, то потом старая резина дает себя знать. Он спокойно пропускает вперед Боттаса на 23-м круге, и еще через три круга заезжает в боксы.
Mercedes, передержав его на трассе, опять совершает тактическую ошибку, и, возможно, именно эта ошибка и будет стоить Хэмилтону победы. Зазывать англичанина в боксы нужно было чуть раньше, когда стало понятно, что он начинает терять время с каждого круга. В итоге за 3 круга он потерял почти 2 секунды – те самые, что отделяли его на финише от Себа.
После замены резины Хэмилтон возвращается на трассу 6-м, опять позади всех топовых игроков, но начинает нарезать лучшие круги один за одним. Red Bull несколько кругов размышляет, и на 31-м круге вновь зазывает в боксы Риккардо: второй питстоп и свежий софт, так что довольно короткий отрезок до финиша в 21 круг можно провести в атаках на соперников. И скорее всего, эта стратегия имела бы очень успешный исход, если бы Маркус Эриксон не смешал все карты, улетев полным ходом в стену уже на следующем круге!
Берт Майландер выводит на трассу автомобиль безопасности, а с Эриксоном, к счастью, все в порядке: он самостоятельно выбирается из автомобиля и покидает гонку, но его отвозят на проверку в госпиталь, т.к. при ударе в машине сработал датчик опасной перегрузки. Период SC команды используют для смены резины. Теперь все преимущество неожиданной стратегии Риккардо аннулировано – обе Ferrari и его напарник по команде также получают свежие комплекты и могут атаковать. А вот оба Mercedes остаются на трассе, и Боттас выходит в лидеры гонки. Феттель второй, Хэмильтон третий, дальше – Ферстаппен, Райкконен, Риккардо.
Через четыре круга объявляют рестарт, но позиции шести топовых пилотов остаются неизменными, хотя ряд атак и был предпринят. Боттас по-прежнему возглавляет пелотон, но это будет большой сюрприз, если он сможет и далее выстоять под атаками Феттеля, находящегося в зоне DRS. Резина у Боттаса старая, оторваться от преследователей более чем на секунду он вряд ли сможет.
И тут следом происходит еще одна авария! На этот раз Сайнц, только что заменивший комплект hard на свежий софт, и Ромэн Грожан сталкиваются и вылетают в забор из шин, и снова на трассе автомобиль безопасности. К 41 кругу, когда Майландер возвращается обратно на питлейн, на трассе остается всего 15 машин!
После рестарта начинается по-настоящему валидольная гонка: шесть машин в топе в полусекунде друг от друга, 11 кругов до финиша и три зоны DRS на круг. Первым успешную атаку предпринимает Райкконен, который вообще проводит в этот раз блестящую гонку – как будто решил показать команде, что та теряет. Затем разворачивает Ферстаппена, он теряет множество позиций, но возвращается в гонку, чтобы через круг сойти из-за проблем с коробкой передач. В общем, и дальше в пелотоне все тоже неспокойно. Алонсо, Гасли, Перес и Окон также сражаются за позиции. Алонсо, стартовавший 13-м, поднимается на 8-е место. Гасли сражается с Пересом, и на предпоследнем круге у них случается контактная борьба. Гасли поднимается на 10-е место, но тут же получает штраф в 5 секунд и откатывается назад. По итогам штрафа француз не может сдержаться и советует в своем твиттере Формуле 1 прекратить всю эту дребедень со штрафами: (Just let us race and stop all this bullshit with penalties!)
Тут есть видео этой борьбы Причин для штрафа особо и нет.
Дальше серия неудач разворачивается для Валттери: будучи на старой резине, он уже не может сопротивляться ни агрессивным накатам Феттеля, ни партнеру по команде, ни даже Райкконену. У них с Льюисом разница по шинам всего в 4 круга, но Боттас просто пропускает желающих.
Хэмилтон пытается достать Феттеля, и это невыполнимая задача в условиях цейтнота и плохой резины. Но второе место на финише Гран-при с отыгранными 18-ю позициями в ходе гонки результат более чем достойный. В ходе голосования он был выбран Пилотом дня.
… На финише Хэмилтон был расстроен и сразу ушел, чтобы не давать интервью. Или это был точный расчет, чтобы дать интервью на подиуме – перед всей толпой болельщиков?
Победа на Гран-при Великобритании стала для Себастьяна Феттеля четвертой в этом сезоне, и теперь он ведет с отрывом в 8 очков. Ferrari также увеличила свой разрыв с Mercedes до 20 очков.
До летнего перерыва осталось 2 гонки: Гран-при Германии в Хоккенхайме 21-22 июля и Гран-при Венгрии 28-29 июля. Кто уйдет чемпионом на перерыв?
Хайлайты:
Феттель проходит Боттаса за лидерство: twitter.com/i/status/1016068226046877696