Портреты Дюбюффе являют собой полную противоположность традиционным портретам, так любимым большинством посетителей выставок. Его портреты мутируют до, казалось бы, наивных карикатур. Схематично нарисованное тело с сильно увеличенной головой; нанесенная толстым слоем краска, которую Дюбюффе смешивает с золой, угольной пылью и песком, дорабатывается им шпателем и ножом, которыми вырезаются некоторые из характерных особенностей внешнего вида модели — губы, морщины и искривленные зубы — то, что делает картину живой. Главным для художника является не аналитический способ видения, а скорее мимолетное и непосредственное восприятие, сформулированное философами Морисом Мерло-Понти в его публикации 1945 года "Феноменология восприятия" и Сартром в книге 1940 года "Воображение".
Сам портретируемый – поэт и художник Анри Мишо восторженно одобрил портрет — он и сам питал большой интерес к бессознательному, и, как Дюбюффе, принадлежал к послевоенному художественному движению, которое отвергало просвещение и рационализм, отдавая предпочтение неиспорченному восприятию, свойственному детям, душевнобольным и некоторым неевропейским и доисторическим культурам.
В 1946 году вокруг Дюбюффе сформировалась группа интеллектуалов, назвавшаяся Art Brut, противопоставившая себя достижению "западной цивилизации (несколько крикливо) названному "культурой". Мы решили начать с нуля".
Ар брют — (фр. Art Brut — грубое искусство, здесь — необработанное, неогранённое искусство)
Картины Дюбюффе обращаются непосредственно к чувственному восприятию, превосходящему простую содержательность и, таким образом, сокращают расстояние между изображением и зрителем.
Для западного типа мышления самым высоким чувством является зрение, а самым низким — осязание. Дюбюффе решительно переворачивает сложившееся положение вещей, выводя осязание на первый план и нивелируя зрение. Этот художественный принцип Дюбюффе открыл новое направление развития послевоенного искусства.
С момента создания цикла портретов Дюбюффе, критики заговорили о "бесформенных" картинах, на которых краска нанесена как будто случайным, но динамичным образом, а брызги и царапины доминируют над мазками.
Первые "бесформенные" картины Дюбюффе, наряду с полотнами Жана Фотрие, вскоре пришли на смену умно рассчитанным геометрическим абстракциям начала 1920-х годов и проложили путь новым мистически-чувственным картинам современности.