Найти тему
культшпаргалка

... и ещё три слова из арсенала классической музыки для начинающих меломанов: каприс, каденция, этюд

Пабло Пикассо
Пабло Пикассо

Каприс

Наверное, все слышали про каприсы Паганини. Большинство словарей разъяснят вам, что "каприс" - это то же самое, что "каприччио". Но это мало что проясняет.

Французское слово caprice недаром так похоже на русское "каприз", поскольку это одно и то же. "Капризность" музыкальных каприсов заключается в том, что этот жанр может принимать любую форму по прихоти автора. У Паганини, например, это пьесы для скрипки в духе этюда, а "Испанское каприччио" Римского-Корсакова - оркестровая сюита из нескольких частей.

Главный признак каприса - яркость, эффектность и повышенная виртуозность. Как те же самые головоломные 24 каприса (каприччи) Паганини.

Кстати 👇

Каденция

Слово "каденция" имеет два значения. Так называют гармонический оборот, который разделяет музыкальную речь подобно запятым, тире и точкам.

Каденция есть также в инструментальных концертах или ариях, там, где есть солист и оркестр. Это специально отведенное место для того, чтобы солист блеснул своим мастерством, продемонстрировал всё самое эффектное, сложное, виртуозное, что он умеет, в свободной импровизационной манере. Сигнал к началу каденции солиста - аккорд всего оркестра.

Каденции всегда расположены ближе к концу, и эта яркая вершина, пик, пышный бант, украшающий всю композицию - арию или часть концерта для сольного инструмента с оркестром. Публика всегда ждёт этого места, как главного гвоздя музыкальной программы.

Этюд

Это прикладной, "технический" жанр, предназначенный для того, чтобы исполнитель отточил какой-то один приём. Например, научился ровно и быстро играть гаммы, или аккорды, или скачки в левой руке, или что-нибудь ещё. То есть это упражнения, которые оформлены в некоторое подобие пьесы.

Но есть ещё концертные этюды. Это уже полноценная художественное произведение с ярким образом и отчётливым смыслом. При этом в них всё равно есть какая-нибудь сложная техническая задача. Такие этюды писали Шопен, Лист, Скрябин и многие другие.

Вот, например, Революционный этюд Шопена. Его техническая задача - беглость в сложных пассажах левой руки. Но кто об этом думает, когда слышит этот ураганный шквал эмоций!

Ещё важные слова 👇