Найти тему
VarТехник

История Т-34. Часть 3: 1942 год, Т-34 с «гайкой».

Оглавление

Начало 1942 года.

-2

1942 год запомнился как советским, так и немецким войсками холодной зимой. При низких температурах дизельный двигатель В-2 запускался не охотно, из-за чего приходилось разогревать мотор под костром.

Вторым фактором было ещё и то, что в танке иногда бывало холоднее, чем на улице. Подогревал в таком случаи адреналин и рабочий двигатель.

У немцев тоже были проблемы… Не хватало одежды, снабжение опаздывало, а тройки и четвёрки порой застревали в глубоких сугробах.

В такие моменты помогали трофейные Т-34, которые были и быстрее и проходимей немецких танков и тягачей.

«Тридцать четвёрки» подвозили снаряды и топливо, порой другие припасы и одежду, но в основном их сбрасывали с воздуха.

«Застой»

-3

Из-за суровой зимы немецкие войска не могли быстро продвигаться. Большая часть потерь личного состава теперь приходилась на нещадные морозы.

Это был идеальный момент для атаки советских войск. Т-34 раз за разом шли в города, устраивали засады и просто пробивали оборону, наводя ужас во фланге, или глубоко в тылах, уничтожая технику, или добивая ту, которая стояла на ремонте.

В городских условиях Т-34 тоже был хорош. Его бортовая броня с учётом угла приравнивалась к 60 миллиметрам брони, что хорошо сказывалось на защите, однако в случаи пробития поджигался топливный бак, а там как везло…

Горящий дизель мог вытекать в наружу, не нанося особого вреда, а мог просочиться во внутрь и в таком случаи спасения почти не было… Все четыре члена экипажа редко выбирались из горящей машины, погибая вместе с танком.

Новые враги.

-4

Врагов у Т-34 становилось всё больше… Немцы осознали, что пушки 37 и 50 миллиметров не достаточны, для эффективного поражения среднего танка. «Окурки» тоже были малоэффективным средством.

Тогда то и появились Panzer IV F. Их особенностью была длинноствольная пушка Pak 40, калибра 75 миллиметров, которая пробивала Т-34 на близких дистанциях. Однако и сами «панзеры» редко выдерживали попадания основного врага.

-5

Вторым противником были зенитные тягачи. На их кузове была 88 миллиметровая пушка, пробивающая и Т-34 и КВ в лоб более чем с полукилометра.

Благо таких тягачей было не много… В основном встречались полевые орудия такого калибра, которые быстро не устанавливались и мобильность такой пушки была не велика.

Т-34/57.

-6

Т-34/57 был не совсем танком. Его называли истребителем танков. Пушка хоть и была меньше по диаметру, но пробивала больше и скорострельность повысилась. На протяжении всего 1942 года произвели около полутора сотни таких машин.

Они не плохо себя зарекомендовали, но 57 миллиметровая пушка ЗиС-2 обладала порой избыточным бпронепробитием. Лёгкие машины прошибались на вылет, и снаряд не успевал взрываться, чего не скажешь о различных танках.

Немцы уже знали, что такое Т-34 и старались держать его по дальше, но когда «тридцать четвёрка» останавливалась, и запросто пробивала все танки было «не до шуток». Вражеские танкисты или выводили танки из боя, или бросали их, спасаясь бегством.

Легендарная «гайка».

-7

Т-34 с так называемой башней «гайкой» появились в феврале 1942 года. Их производили параллельно с предыдущей моделью, до апреля, после чего Т-34 образца 1942 года полностью заменила старую.

Основными особенностями новой башни была броня. Она стала толще, маска орудия имела скруглённую форму, а главное – «гайка» была исключительно литой. Из других отличий – увеличился внутренний объём, появились отдельные люки наводчика и заряжающего, появились новые прицелы.

Однако новая башня не решала пару проблем – слабый уровень обзора и распределений должностей между членами экипажа.

Командир был по совместительству наводчиком, что не давало ему заниматься исключительно поиском цели. Конструкторы это тоже прекрасно понимали, и поэтому принялись за разработку новой башни на три члена экипажа.

Защита в башне конечно возросла, но вот корпус так и пробивался с новых 75 миллиметровых пушек, особенно в люк механика водителя. Нужно было что-то делать, причём срочно.

Тогда же и появилась идея заменить люк на новый, а командиру, дать командирскую башенку на подобии немецкой.

Параллельно шло упрощение конструкции. Достаточно лишь сказать, что к концу 1942 года количество деталей снизилось на 100-150 штук, значительно удешевив производство.

Т-34 в городе.

-8

Появление новых противотанковых средств у врага заставляло задуматься о том, как улучшить броню, или эффективность средних танков.

В итоге командиры и штабы заранее прорабатывали стратегии, согласно которым на один танк приходился взвод пехоты, прикрывающий машину от противника.

В КБ и на заводах эту проблему решали при помощи экранирования и наваривания листов стали прямо во время производства.

Каждый завод делал это по-своему. К примеру, Сталинградский завод №112 приваривал к лобовой проекции ещё 15 миллиметров брони, доводя её до серьёзных 100-110, а порой и более миллиметров в корпусе.

-9

Были так же проекты по разнесённой броне. То есть тонкие листы стали должны были находиться на расстоянии от основной брони, задерживая снаряд.

Этот способ был довольно эффективным, однако через несколько попаданий экран становился практически бесполезен. Всего экранированных Т-34 было произведено чуть более полутысячи.

-10

Лето 1942 года.

-11

Немцы понесли очень серьёзные потери после зимы и весны. Но их сопротивление было довольно серьёзным. Т-34 не всегда могли прорвать оборону и заставить врага бежать. К тому же немецкие танки стали так же экранировать, но порой более массово.

Тут-то появилась проблема с взрывателями снарядов и бронепробитием. Снаряды, сталкиваясь с экраном, взрывались преждевременно и не пробивали броню. Но так было не долго…

Вскоре взрыватели заменили и экраны танков Panzer III пробивались «на ура», а вот с Panzer IV иногда возникали проблемы…

Броня корпуса почти не уступал, а башня была довольно скромной в размере. Мешалась и их «хитрая» маска пушки, закрывающая половину лба.

Осень 1942 года.

-12

Осень стала началом переломного момента во всей Второй Мировой Войне. Немецкие части ослабевали, а техники порой остро не хватало.

Очередная зима могла стать фатальной для плана Адольфа Гитлера, который и так затянулся.

Трофей.

-13

Особых изменений не было… Немцы по-прежнему пересаживались на целые Т-34, но на этот раз они с большей уверенностью заменяли командирскую башенку, а новые Т-34 шутя называли Миккимаусами, из-за двух больших люков, похожих на уши персонажа.

-14

История Т-34. Часть 1: Разработка.

История Т-34. Часть 2: 1941 год, Дебют.