У замечательного американского писателя-фантаста Рэя Дугласа Брэдбери, который наиболее известен своим романом-антиутопией "451 градус по Фаренгейту", есть рассказ "Человек", который повествует о капитане космического корабля, который, прилетев на одну из планет в своих космических странствиях узнает, что какое-то время назад на ней побывал Иисус Христос. Часть команды корабля остается жить в мире, в котором приняли учение Христа, но капитан не может удовлетвориться этим. Он летит далее, на следующую планету. В этот раз он разминулся со Христом на чуть меньшее время. И еще одна часть команды покидает корабль. Но не капитан. Он продолжает свой путь, и каждый раз повторяется одна и та же история, Христос покидает планету раньше, чем успевает прилететь капитан. Каждый раз время между уходом Христа и прилетом капитана сокращается, что дает последнему надежду на то, что когда-нибудь они, наконец, встретятся. Встретились они в итоге, или нет, об этом читателю остается только гадать.
Несложно разглядеть в этом рассказе-притче его смысл, или один из возможных смыслов, который заключается в том, что некоторые люди довольствуются христианским учением в том виде, в котором оно им преподается, принимая благую весть, как она есть, а другие же начинают искать опыта богопознания, встречи со Христом. Богословствуя вторые никак не могут постигнуть Его, потому что Он - есть Тайна. В апофатическом богословии, восходя до самого Предела, мистик, мыслитель, так или иначе осознает, что это далеко не предел. Он чувствует, что расстояние между ним и Богом сокращается, и это дает ему надежду. Но даже самый интенсивный (если так можно сказать) экстаз - не должен стать пределом. Ведь Бог непознаваем, поскольку Он познаваем бесконечно. Именно эта Тайна и является гарантом смысла, потому что будь в Ней предел, все смыслы заканчивались бы на этом пределе. Но все же члены команды сошли на планете, и стали жить там, и создавать семьи, как бы оставшись в уютной зыбочке благовестия. В миниатюре это - выбор между верой, и вечным поиском. Вера - это определение, поиск - изменение.
У другого писателя, на этот раз английского, Клайва Льюиса, в цикле романов "Хроники Нарнии" есть персонаж, который похож на капитана Брэдбери, в некотором роде. Это Рипичип, отважная мышь. Вся его жизнь посвящена поиску страны Аслана, и ради того, чтобы найти ее, он готов на все. Разница только в том, что Рипичип находит страну Аслана, Сам Аслан ему благоволит. Благоволит ли Христос капитану, находит ли капитан Его на одной из сотен планет - это нам неизвестно. Может быть, путь в страну Аслана - путь Рипичипа. А капитан не находит своего пути, и поиск Христа - это поиск дао. Ведь Христос Сам говорит о Себе: "Я есть Путь, Истина и Жизнь".
Читая рассказ "Человек" переживаешь нечто таинственное. Это таинственное не хочется разрушать схоластикой. Говорить окончательно, что капитан не нашел своего дао нет никакого желания, и даже права. Конечно же, Рипичип прекрасный, но более простой герой. В нем есть героика, но нет драмы. О пути капитана можно лишь предполагать, выдвигать версии, для того, чтобы никогда не остановиться ни на одной из них.