Полные стадионы
Во время ЧМ-2010 в ЮАР многие матчи не собрали полных трибун. Для большинства местных любителей футбола билеты на игры ЧМ оказались слишком дорогими, а расчет организаторов на приезд большого числа туристов не оправдался.
В России практически все матчи чемпионата прошли при аншлагах. Посещаемость составила 98%, на игры было продано более 3 млн билетов. При этом, как выяснил РБК, жесткие правила и ограничения при покупке билетов, введенные ФИФА и российским оргкомитетом, максимально затруднили деятельность профессиональных футбольных спекулянтов — на вторичном рынке оказалось лишь порядка 5–7% от всех выпущенных билетов.
Аншлаги в «Лужниках» и Сочи
Из 64 матчей чемпионата только три игры по посещаемости не достигли планки 90%, также следует из протоколов, фиксирующих число зрителей. Это матчи Египет — Уругвай в Екатеринбурге (82%), Саудовская Аравия — Египет в Волгограде (84%) и Панама — Тунис в Саранске (89%). Пустые места в центральных секторах на матче в Екатеринбурге заставили ФИФА провести собственное расследование: выяснилось, что низкая явка стала следствием того, что игру не посетили обладатели билетов, выделенных ФИФА для партнеров и спонсоров ЧМ.
Рекордная выручка ФИФА
Чемпионат в России принес ФИФА рекордную в ее истории выручку. По данным организации, за четырехлетний цикл с 2015 по 2018 год, ФИФА получила $6,1 млрд — на 6,7% больше, чем за предыдущий цикл, закончившийся ЧМ-2014 в Бразилии.
Рост выручки стал возможен благодаря подписанию в 2016–2017 годах нескольких крупных контрактов с китайскими компаниями, ставшими партнерами и спонсорами ФИФА. Несмотря на то что сборная Китая не прошла отбор на ЧМ-2018, туристы из Китая вошли в топ-10 самых многочисленных групп болельщиков на турнире.
Германия — лидер по призовым
Участники ЧМ-2018 разделили между собой $400 млн — рекордный в истории чемпионатов мира призовой фонд. Для сравнения: в Бразилии участники ЧМ-2014 получили в общей сложности $358 млн, в ЮАР в 2010 году — $348 млн. Самые крупные призовые на ЧМ-2018 — $38 млн — получила победившая на нем сборная Франция. Это позволило французам по общему числу полученных призовых за участие в чемпионатах мира начиная с 1982 года (именно тогда впервые участникам начали платить призовые) выйти на второе место, обойдя бразильцев, которые за участие в ЧМ-2018 получили $16 млн.
Лидером по числу заработанных денег за десять последних чемпионатов стала сборная Германии, провалившая первенство в России. Прежний чемпион мира не смог выйти из группы и получил от ФИФА лишь $8 млн. Однако успешные выступления в прошлом позволили немецкой команде заработать в совокупности $104,8 млн.
Бойкот не состоялся
О возможном бойкоте ЧМ в России помимо Великобритании заявляли представители Исландии, Швеции, Дании и Украины. Тем не менее игры чемпионата мира в России посетили лидеры 29 государств — президенты, премьер-министры, монархи. В частности, за финалом Франция — Хорватия в «Лужниках» в компании президента России Владимира Путина наблюдали его коллеги Эмманюэль Макрон и Колинда Грабар-Китарович. Матчи ЧМ-2014 в Бразилии, о бойкоте которого речи не шло, посетили руководители 16 государств.
Дорогая победа
Чемпионом мира 2018 года стала команда с самой высокой совокупной стоимостью футболистов. По версии портала transfermarkt, рыночная стоимость 23 игроков сборной Франции составляет €1,1 млрд. При этом соперник французов по финалу — сборная Хорватии с точки зрения стоимости не должна была дойти до столь высокой стадии. Состав хорватов, оцененный в €364 млн, — лишь десятый по стоимости среди всех участников ЧМ-2018.
Сборная России с совокупной рыночной стоимостью игроков €161 млн по этому показателю перед стартом ЧМ занимала место в конце второй десятки участников соревнований. Впрочем, из-за успешного выступления цена на российских футболистов может значительно вырасти: лидеры сборной этого созыва — Александр Головин, Денис Черышев, Артем Дзюба, Роман Зобнин, Илья Кутепов, Марио Фернандес — могут перейти в европейские топ-чемпионаты, где после успешного для сборной России ЧМ к ним проявляют интерес ведущие клубы.
Герои мяча и магии
С июня по июль, пока шел ЧМ, футболисты сборной России проделали путь от маргиналов и персонажей не самых добрых шуток до национальных героев.
Чаще всего за время ЧМ-2018 пользователи российского сегмента Google интересовались бразильским защитником ЦСКА и сборной России Марио Фернандесом. Пик интереса к футболисту пришелся на 7 июля, когда Фернандес забил гол в ворота сборной Хорватии в дополнительное время четвертьфинального поединка, а затем промахнулся в серии послематчевых пенальти.
Марио Фернандес лидировал по количеству поисковых запросов в Google среди игроков российской сборной на протяжении 12 дней чемпионата мира. Такой же результат показал и полузащитник Денис Черышев, ставший с четырьмя забитыми голами лучшим бомбардиром сборной.
В топ-5 футболистов сборной, информацию о которых чаще всего искали через Google, также вошли нападающий Артем Дзюба, полузащитник Александр Головин и вратарь Игорь Акинфеев.