Найти тему
Живопись

"Бубновый валет" Роберт Фальк

А вернемся-ка вновь к художникам, творившим во времена смутные, революционно-рубежные, на стыке веков, когда образовывалось множество течений и направлений в изобразительном искусстве: кубизм, футуризм, фовизм, экспрессионизм и более поздние – абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. С творчеством Николая Фешина канал "Живопись" Вас, дорогой читатель, уже знакомил. Обратимся к яркому представителю модерна и авангарда в истории живописи, одному из известных признанных русских художников Роберту Рафаиловичу Фальку.

Автопортрет на синем фоне, 1910
Автопортрет на синем фоне, 1910

Он родился в Москве в конце XVIII века. Семья еврейского мальчика была по тамошним меркам не из бедных, и даже знаменитых. Ибо отец, известный юрист Москвы, был увлеченный шахматами человеком, и занимая призовые места в проводившихся турнирах, числился чемпионом города по этой умной игре.

Портрет Елизаветы Сергеевны Потехиной,  1910
Портрет Елизаветы Сергеевны Потехиной, 1910

Соответственно, папа будущего художника, который очень рано проявил творческие способности к рисованию, отнесся к образованию сына на должном уровне и отдал в реальное училище Петер-Пауль-Шуле. Надо отдать должное родителям живописца, когда они обнаружили, что серьезные науки не интересны ребенку, разрешили ему изучать те знания, которые тому были наиболее важны и приятны. Таким образом, юный Роберт Рафаилович начал обучение в школе- студии Юона и Дудича, затем посещал уроки Ильи Ивановича Машкова, и закончил свое обучение у великих Серова и Коровина.

Первой значимой работой стало полотно "Лиза на солнце",

Лиза на солнце, 1907
Лиза на солнце, 1907

изображающее первую жену художника. Критики отмечали особенный стиль мастера в написании картины, который будет присущ Фальку во всех его холстах. В ранних своих работах художник придерживается импрессионизма.

Обнаженная, 1916
Обнаженная, 1916

Спустя год, когда мастеру исполнилось двадцать четыре года, вместе с группой друзей по цеху, Фальк основывает творческое объединение "Бубновый валет". В него вошли такие имена раннего авангарда, как Петр Кончаловский, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов.

Женщина с розовым веером, 1922
Женщина с розовым веером, 1922

Одной из причин объединения группы людей было нежелание затеряться среди таких столпов, как Машков, Ларионов, Гончарова. Название же придумали провокационное, для публики. В его основу легло понятие французского карточного жаргона, смысл которого означал "плутовство" и "мошенничество".

Женщина в красном лифе (Р.В.Идельсон), 1922
Женщина в красном лифе (Р.В.Идельсон), 1922

Фальк любил писать натюрморты, пейзажи и портреты. В ранних работах художника присутствуют насыщенные сумрачные краски, в более позднем периоде художник рисует более тонко и светло.

Натюрморт, 1910
Натюрморт, 1910
Портрет Е. Потехиной, 1911
Портрет Е. Потехиной, 1911

Как отмечают современники, среди «валетов» ему не было равных.

Портрет женщины, 1910
Портрет женщины, 1910
Спящая цыганка, 1912
Спящая цыганка, 1912

Его кубы, пирамиды и конусы наполнены удивительной нежностью и мягкостью. Отличительной чертой для зрителя была нежность его кубических работ.

Три дерева, 1936
Три дерева, 1936
Автопортрет с женой, 1923
Автопортрет с женой, 1923

Девушка у окна (Раиса Идельсон)Роберт Рафаилович Фальк 1926. Его первая персональная выставка состоялась, когда маэстро исполнилось пятьдесят три года.

Девушка у окна (Раиса Идельсон), 1926
Девушка у окна (Раиса Идельсон), 1926
Автопортрет в желтом, 1924
Автопортрет в желтом, 1924

Почему маэстро? Потому, что Роберт Рафаилович почти десять лет преподавал молодым художникам в Государственной свободной художественной мастерской (ГСХМ), Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин). И по рассказам последних, был гениальным учителем, на уроки которого они с младым азартом приходили.

Обнаженная, 1934
Обнаженная, 1934
Фальк Р. Р. Портрет жены (А. В. Щекин-Кротова в Софрино), 1945
Фальк Р. Р. Портрет жены (А. В. Щекин-Кротова в Софрино), 1945

Самый лиричный из кубистов, самый молодой из авангардистов, самый «формалистский» из советских художников...

В белой Шали (Портрет А. Щекин-Кротовой), 1947
В белой Шали (Портрет А. Щекин-Кротовой), 1947
Париж. Сена, 1936
Париж. Сена, 1936
Золотой пустырь. Самарканд, 1943
Золотой пустырь. Самарканд, 1943
Турецкие бани в Бахчисарае, 1915
Турецкие бани в Бахчисарае, 1915
Бухта в Балаклаве.1927
Бухта в Балаклаве.1927
-22