А вернемся-ка вновь к художникам, творившим во времена смутные, революционно-рубежные, на стыке веков, когда образовывалось множество течений и направлений в изобразительном искусстве: кубизм, футуризм, фовизм, экспрессионизм и более поздние – абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. С творчеством Николая Фешина канал "Живопись" Вас, дорогой читатель, уже знакомил. Обратимся к яркому представителю модерна и авангарда в истории живописи, одному из известных признанных русских художников Роберту Рафаиловичу Фальку.
Он родился в Москве в конце XVIII века. Семья еврейского мальчика была по тамошним меркам не из бедных, и даже знаменитых. Ибо отец, известный юрист Москвы, был увлеченный шахматами человеком, и занимая призовые места в проводившихся турнирах, числился чемпионом города по этой умной игре.
Соответственно, папа будущего художника, который очень рано проявил творческие способности к рисованию, отнесся к образованию сына на должном уровне и отдал в реальное училище Петер-Пауль-Шуле. Надо отдать должное родителям живописца, когда они обнаружили, что серьезные науки не интересны ребенку, разрешили ему изучать те знания, которые тому были наиболее важны и приятны. Таким образом, юный Роберт Рафаилович начал обучение в школе- студии Юона и Дудича, затем посещал уроки Ильи Ивановича Машкова, и закончил свое обучение у великих Серова и Коровина.
Первой значимой работой стало полотно "Лиза на солнце",
изображающее первую жену художника. Критики отмечали особенный стиль мастера в написании картины, который будет присущ Фальку во всех его холстах. В ранних своих работах художник придерживается импрессионизма.
Спустя год, когда мастеру исполнилось двадцать четыре года, вместе с группой друзей по цеху, Фальк основывает творческое объединение "Бубновый валет". В него вошли такие имена раннего авангарда, как Петр Кончаловский, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов.
Одной из причин объединения группы людей было нежелание затеряться среди таких столпов, как Машков, Ларионов, Гончарова. Название же придумали провокационное, для публики. В его основу легло понятие французского карточного жаргона, смысл которого означал "плутовство" и "мошенничество".
Фальк любил писать натюрморты, пейзажи и портреты. В ранних работах художника присутствуют насыщенные сумрачные краски, в более позднем периоде художник рисует более тонко и светло.
Как отмечают современники, среди «валетов» ему не было равных.
Его кубы, пирамиды и конусы наполнены удивительной нежностью и мягкостью. Отличительной чертой для зрителя была нежность его кубических работ.
Девушка у окна (Раиса Идельсон)Роберт Рафаилович Фальк 1926. Его первая персональная выставка состоялась, когда маэстро исполнилось пятьдесят три года.
Почему маэстро? Потому, что Роберт Рафаилович почти десять лет преподавал молодым художникам в Государственной свободной художественной мастерской (ГСХМ), Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин). И по рассказам последних, был гениальным учителем, на уроки которого они с младым азартом приходили.
Самый лиричный из кубистов, самый молодой из авангардистов, самый «формалистский» из советских художников...