«Снайпер» (1931): пример детям
Пожалуй, один из лучших советских фильмов о войне вообще — и Первой мировой в частности. Точность деталей невероятная, благо создатели читали Ремарка и «гуру» британских снайперов Хескет-Притчарда. Героев вооружили настоящими канадскими винтовками Росса (их действительно использовали снайперы). Не забыли даже камуфляжный щиток для «Максима» и знаки «За отличную стрельбу».
Сюжет закручен очень лихо: он казался актуальным даже в момент выхода кино на экраны. Советские мальчишки, посмотрев фильм, мечтали стать снайперами. И Евгений Николаев — поклонник «Снайпера» с детства — действительно стал. На его счету — 324 немца.
«День шакала» (1973): снайпер-джентльмен
Эталон «злодея-британца», как сказали бы в «Дэдпуле». Элегантный неуловимый убийца, прекрасный стрелок. Никто не знает ни его настоящего имени, ни внешности, ни даже родины. Именно такой мастер нужен для совершенно невыполнимой задачи — убить президента Франции де Голля. Даже оружие у него необычное.
В СССР первоисточник — одноименную книгу Форсайта — на всякий случай запретили печатать.
Почему? Посмотрите финал фильма.
Когда Фред Циннеман, режиссёр «Дня шакала», умирал, он просил не давать ремейку фильма то же название. Просьбу уважили, и фильм с Брюсом Уиллисом мы знаем как «Шакал».
«Профессионал» (1981): «Фарж, его нужно остановить!»
Один из лучших фильмов Жана-Поля Бельмондо. Причём с тонкими намёками на вполне реальные операции Франции в Африке. Как главный герой, так и его враги отлично обращаются со снайперским оружием. И тот самый финал с великой музыкой Морриконе: Бельмондо идёт к вертолёту.
«Цельнометаллическая оболочка» (1987): доброе утро, Вьетнам
Отделение крутых морских пехотинцев против хрупкой вьетнамской девушки. Да, не повезло. В смысле, морпехам не повезло нарваться на столь умелого и беспощадного врага. Хотя в книге «Старики» Гасфорда, по которой и сняли фильм, эпизод со снайпером (точнее, снайперами) немного отличается.
«Последний из могикан» (1992): когда снайперы ещё не стали мейнстримом
Дэниэл Дэй-Льюис перезаряжает мушкет даже на бегу и бьёт без промаха. Кому же ещё играть Соколиного Глаза? Прекрасные пейзажи Аппалачей — и не менее восхитительная музыка Тревора Джонса и Рэнди Эдельмана — прилагаются. А также — яростная рукопашная схватка Рассела Минса, настоящего индейца оглала-сиу, с Уэсом Стьюди, индейцем из племени чероки.
«Приключения королевского стрелка Шарпа» (1993—2008): «Бог на стороне тех, кто лучше стреляет»
Неубиваемый и неподражаемый Шон Бин в образе стрелка Шарпа, выходца из самых низов старой доброй Англии эпохи войн с Наполеоном. Достойная экранизация книг Бернарда Корнуэлла. Корнуэлл даже изменил внешность героя в позднейших книгах, чтобы тот больше походил на Бина. А композитор Джон Тамс сыграл одного из солдат.
95-й полк элитных стрелков с винтовками Бейкера действительно сражался с Наполеоном, хотя и без Шарпа. Режиссёр Майкл Манн вот уже много лет хочет экранизировать «Азенкур» того же автора, но пока без особых успехов. Будем надеяться…
«Снайпер» (1993): «Вы лежите на газоне и вас не видно!»
Культовый боевик режиссёра Льосы породил аж шесть продолжений. А также современный стереотип снайпера — увешанного ленточками и тряпочками до состояния «ходячий куст с винтовкой». Хотя «костюм Гилли» использовали ещё снайперы времён англо-бурской войны.
«Выстрел сквозь сердце» (1998): «Это Сараево, а не Сомали!»
Простая и страшная история о двух лучших друзьях, которые хотели лететь на Олимпийские игры в Барселоне. А пришлось стать снайперами в осаждённом Сараево. Создатели раскрыли тему снайперского террора в большом городе. Самое страшное — фильм основан на судьбах реальных людей.
В том же году вышел фильм «Спаситель» режиссёра Антониевича. Продюсировал его Оливер Стоун. Тоже о снайпере на Балканах. И тоже тяжёлый.
«Шири» (1999): невероятная реальность
Корейский боевик о дуэли любящих друг друга полицейского и девушки-снайпера может показаться фантастическим… Если не знать, что очень многие показанные события имели реальных прототипов.
Не менее сильные снайперские эпизоды — в корейском же фильме «Линия фронта» 2011 года.
«Битва за Севастополь» (2015): мисс Павличенко в бою
Об этом фильме много спорили — и продолжают до сих пор. Увы, реальной Людмиле Павличенко было ещё тяжелее, чем её экранному образу. Зато финальная речь бесспорно достойна настоящей героини:
«Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!»
Не зря «мисс Павличенко» посвящали песни.
О фильмах «Американский снайпер» (2014) и «Стрелок» (2007) можно сказать коротко и одинаково: «книги лучше». В первом случае — мемуары снайпера Криса Кайла, во втором — хит Стивена Хантера.
А какие фильмы о снайперах нравятся вам?