Найти тему
Остров и островитяне

Долгая дорога с юга на север

Как это ни удивительно, но в области, которая добывает нефть и газ, до сих пор нет автодороги с асфальтовым покрытием, которая бы связала север и юг, или Южно-Сахалинск (административный центр) с Охой (северной столицей). Понятно, что не станем мы равняться на Арабские Эмираты или Саудовскую Аравию, где углеводороды тоже – главное богатство. Но вот есть такое маленькое островное государство – Исландия. Ещё более удаленное от всех материков – Европы и Северной Америки – чем Сахалин от матушки-России. Но вот дороги там есть и вполне сносные. При этом природа Исландию нефтью обделила. Из всех богатств – рыба. Но то ли они работать умеют, то ли воровать не обучены, но свой островок благоустроили на зависть.

Довелось проехаться в октябре из Ноглик в Оху. У водителя рейсового автобуса спросили – за сколько доедем (расстояние чуть больше 200 километров). «Не знаю, и говорить не буду. Вдруг сломаемся?», – уклончиво отвечает он. Из посёлка выехали благополучно и ещё около 40 минут двигались по вполне сносной асфальтовой дороге. А потом твёрдое покрытие закончилось. И понеслись по лужам и кочкам. Накануне прошёл дождь, и дорогу развезло. Впереди ковылял грейдер, приглаживающий полотно. Скорость упала, шофёр лавировал между выбоинами и большими ямами, заполненными водой. Какая-то «японка» не сдюжила, у неё отлетело переднее колесо. Иномарку владельцы бросили почти на середине проезжей части.

У посёлка Сабо опять появился асфальт, и в Оху въезжали по приличной по российским меркам дороге. В общем, путь в 220 км одолели за 4 часа. Это считается хорошим результатом.

Дорожники объясняют долгий срок обустройства трассы уникальными условиями – дескать, и грунты тут особые, и короткий срок на дорожные работы. Но ведь весь север Европы и Канады примерно в таких же климатических условиях, как Сахалин, а дороги там есть почему-то. Говорят, что осталось всего чуть больше 100 км на отрезке Ноглики – Оха без асфальтового покрытия. В год укладывают асфальт примерно на 30 км. При самом благополучном раскладе трассу оденут в асфальт года через 3-4. Крымский мост построили быстрее, чем сделают дорогу от Южного до Охи. А когда заасфальтируют, старые участки придут в негодность, и опять начнётся эпопея по освоению денег дорожного фонда. Вечный бизнес, однако, эти сахалинские дороги.