Римские легионы, легионер – слова, ставшие синонимами непобедимости, стойкости, боевого мастерства и сверхкачеств война многих эпох. А между тем посмотрим, что из себя представляла классическая римская пехота, а именно – легион.
В 4 веке до н.э. после ряда серьезных поражений от галльских племен римская армия подверглась серьезной реорганизации. Анализируя боевой опыт, военному руководству пришлось отказаться от перенятого у покоренных греков построения фалангой и ввести новый формат.
Теперь пехота условно, в зависимости от опыта, выучки и, самое немаловажное –экипировки, которую мог позволить себе тот или иной солдат, делилась на три категории и два класса, и выстраивалась в три линии - три боевых порядка. На острие атаки выступали относительно легковооруженные пехотинцы гастаты – молодые, еще малоопытные, но полные сил и жажды боя войны, экипированные доспехами, квадратными щитами (скутумами) и двумя копьями - гастами (hasta и gaesa, откуда и название войнов) и , конечно же, коротким мечем – гладием или гладиусом. Древнеримский историк Ливий указывает, что «во время боя в передовом отряде находился цвет юношества, достигшего призывного возраста. За ними следовало столько же манипулов из воинов постарше и покрепче, которых именуют принципами; все они, вооруженные продолговатыми щитами, отличались своими доспехами».
Итак, вторую линию образовывали принципы – более опытные тяжеловооруженные войны с более крепкими, прочными доспехами, сменившие гасты на пилумы. Если гастатов начинали сминать, то те могли отступить между рядами тяжелой пехоты принципов и перестроится для контратаки.
За принципами на некотором расстоянии, согласно вышеупомянутому Ливию, «шли триарии, опытные воины, испытанного мужества». Триарии – тоже тяжелая пехота, ветераны боя, что-то сродни современному спецназу, которые, при отступлении первых двух категорий выходили вперед и вносили смятение в ряды врагов внезапным появлением, тем самым давая принципам возможность перестроится. Триарии обычно были последней линией защиты, которые при неудачном исходе сражения прикрывали отступающих гастатов и принципов. Триарии имели существенное отличие от первых двух категорий, они была вооружены длинными крепкими копьями. В случае необходимости триарии обычно выстраивались фалангой, плотным построением копьеносцев, прорвать которое было крайне проблематично в те времена. Триарии могли достойно встретить атакующих по фронту и легко отразить фланговые атаки кавалерии. Как повествует о них Дионисий в 5 веке до н.э. эти «старые и опытные по многим войнам воины, которые использовались последними в самых решающих схватках, когда потеряна всякая надежда».
Таким образом, римляне, отказавшись от сплошного ряда длинных копий греческой фаланги, избавились и от её важного минуса-отсутствия маневренности, что тогда было фактически синонимом разгрома.
На протяжении веков численность легиона менялась, но при этом число манипул – прообразов современных рот, оставалось неизменным, тридцать на легион. Их численность, естественно, менялась тоже, в соответствии с общим числом легионеров. Например, на легион в 4200 человек имелось:
Гастатов: 10 манипул по 120 человек = 20 центурий по 60 человек
Принципов: 10 манипул по 120 человек = 20 центурий по 60 человек
Триариев: 10 манипул по 60 человек = 20 центурий по 30 человек
Как видно, триариев было меньше по численности. Триарии-ветераны были слишком ценным ресурсом и нередко их стали оберегать от участия в битве.
Велиты, они же застрельщики, легкая пехота с щитами и метательными дротиками, которые также входили в состав легиона, не имели своих собственных подразделений. «Они были распределены в равном числе между всеми манипулами», как сообщает нам Полибий, из расчета 20 человек на центурию = 40 на манипулу.
Реформа Гая Грация Мария оставила деление легиона на боевые порядки гастатов, принципов и триариев в прошлом. Оснащение войной стало централизованным. Личный состав теперь делился на однородные группы под предводительством офицеров - когорты, отвечавших за тактику боя .
Больше статей на моем канале. Перейти