Найти тему
картинки и разговоры

Далов Ипкар — 70 лет в иллюстрации детских книг

Сегодня Далов Ипкар, выдающейся американской художнице, исполнился бы сто один год. Она не дожила до своего столетия немногим больше полугода и до последнего дня своей долгой и продуктивной жизни ежедневно работала, и даже наполовину ослепнув к девяносто годам, продолжала рисовать и иллюстрировать детские книги. Свой стиль она сформулировала как «неинтеллектуальный кубизм» и прославилась на весь мир оригинальными и причудливыми работами. Ее картины украшают десятки американских галерей, школ и библиотек, а также музеи Уитни и Метрополитен.

 
Далов Ипкар в возрасте 90 лет, 2007 г.
Далов Ипкар в возрасте 90 лет, 2007 г.

Стиль Ипкар завораживает и вдохновляет, он самобытен и ее работы хочется разглядывать подолгу. Сверхзадача любого художника — воспитать в себе уникальное чувство восприятия, создать нечто новое и ни на что непохожее. Как это чувство формировалось у Далов, можно немного узнать из ее автобиографического эссе «Моя семья, моя жизнь, мое искусство», опубликованного в 2002 году.

Иллюстрация из книги «Черный и белый» (Вектор, 2016)
Иллюстрация из книги «Черный и белый» (Вектор, 2016)

Далов Ипкар родилась в 1917 году в Вермонте, в семье очень разноплановых художников; ее детство прошло в Нью-Йорке, в доме, где царила естественная атмосфера творчества, определившая во многом дальнейшую судьбу Далов. Ее отец, Уильям Зорач, иммигрант из Литвы (которая была в то время частью Российской империи) рисовал и делал скульптуры; мама Маргарет занималась прикладным искусством. Большая часть предметов в доме была сделана или украшена их руками, весь дом был заполнен картинами и скульптурами, многие из которых были для девочки фактически членами ее семьи.

В раннем детстве Далов ее отец работал дома, что давало ей возможность увидеть весь процесс создания скульптуры; здесь же занималась творчеством и мама. На одной из стен она изобразила внушительные фигуры Адама и Евы вместе с обольщающим их змием в райском саду, а весь дом был украшен ее батиками и ковриками ручной работы. Одежду для всей семьи Маргарет вышивала так красочно и ярко, что однажды ее даже вызвали в школу и попеняли на внешний вид ее детей, на что она заметила, что не может себе позволить покупать обычную одежду, но раз уж она что-то делает своими руками, это должно выглядеть великолепно. И выглядело это и впрямь великолепно — и очень экзотично. В юности, путешествуя по Индии, Маргарет, не замечая нищеты, прониклась пестрой красотой этой страны, ее необычными красками и сполна выражала их в своем творчестве. И ее, и ее мужа воодушевляла идея об идеалистическом прекрасном пасторальном мире, где люди ходят в красочных одеждах — или не носят их вовсе.

Иллюстрация из книги «Lost and Found» (Doubleday, 1981)
Иллюстрация из книги «Lost and Found» (Doubleday, 1981)

Родители Далов познакомились в Париже в начале 1900-х годов, с радостью подхватили вирус доктрины нового искусства и встали в авангарде современного американского искусства того времени, но постепенно их жизнь превратилась в борьбу. Работы продавались все хуже, семья жила в бедности. Чтобы оплатить обучение Далов и ее старшего брата Тессима в престижной школе с прогрессивной свободной методикой обучения, Уильям Зорач устроился туда учителем рисования. Страдавший от постоянного недостатка средств Тессим навсегда отказался от идеи стать художником, несмотря на свои большие способности к рисованию. Далов же бедности практически не замечала.

В школе поощрялось любое проявление креативности. Больше всего Далов нравились уроки рисования и лепки; также она с удовольствием писала стихи и рассказы. Обожая животных, она лет с трех мечтала о собственной ферме. «Я всегда говорю родителям: не стоит недооценивать, в каком возрасте ваши дети начинают строить планы на жизнь».

Иллюстрация из книги «Hard Scrabble Harvest» (Doubleday, 1976)
Иллюстрация из книги «Hard Scrabble Harvest» (Doubleday, 1976)

Родители приняли решение не обучать Далов рисованию специально и она «изобретала колесо» самостоятельно, укрепляя свои базовые художественные навыки. В школе ей рассказали о техниках и новых материалах, но композицию, цветовую гармонию, дизайн и форму она постигала сама. С раннего возраста ее часто водили в музеи, чаще прочего в нью-йоркский Метрополитен, где на нее произвели большое впечатление росписи египетских гробниц, греческих ваз, сундучков эпохи Возрождения и индийские миниатюры. Уже в детстве она научилась находить общие черты в этих, казалось бы, очень разных предметах искусства из разнообразных стран и эпох: простые формы, игру цвета и тщательную проработку деталей. Далов старалась запомнить увиденное и потом работала по памяти, не делая набросков с натуры. «Там, где не хватало памяти, — вспоминала она, — на помощь приходило воображение».

Иллюстрация из книги «Bug City» (Holiday House, 1975)
Иллюстрация из книги «Bug City» (Holiday House, 1975)

В 1923 году ее родители купили ферму в штате Мен. Маргарет обставила ее антикварной мебелью, украсила гостиную собственным муралом из листьев, животных и обнаженных фигур. Снаружи дом окружали цветы, имелся огород. 28 акров полей и лесов позже приросли еще 65 акрами купленной соседней фермы. Эта ферма стала главным домом Далов на всю жизнь. Она была расположена на берегу океана, где дети ловили рыбу и ставили ловушки на лобстеров. Постепенно родители обзаводились живностью; вначале появилась корова, чтобы у детей всегда было свежее молоко, затем лошадь, чтобы заготовить корове сена, на всякий случай еще одна корова, ездовая лошадь для Далов — в результате был нанят еще и рабочий, чтобы помочь с растущим хозяйством. Всю работу на ферме дети делали вместе с родителями, эти навыки ей в дальнейшем очень, по ее словам, пригодились.

Свое образование Далов продолжила в Нью-Йорке; она посещала две самые прогрессивные школы того времени — Вальден и Линкольн, в обеих были сильные отделения искусств. «Тем не менее, арт-идеи учителей меня не слишком впечатляли — у меня было полно собственных. К счастью, мне никто не мешал воплощать их в жизнь». Далов увлеклась идеями мексиканских художников и муралистов Диего Ривьеры и Жозе Оронзо, ей нравились простые формы; на последнем курсе в Линкольне она впервые попробовала работать с большими форматами, изобразив рабочих и солдат Первой Мировой войны.

Иллюстрация из книги «A Flood of Creatures» (Gannett Books, 1985)
Иллюстрация из книги «A Flood of Creatures» (Gannett Books, 1985)

В 16 лет Далов получила стипендию на обучение в колледже Оберлин штата Огайо, но суровый академизм, устаревшие методики преподавания, слепое следование традициям в рисовании принесли ей быстрое разочарование. Отказавшись продолжить обучение, она полностью посвятила себя работе в мастерской. Спустя два года она вышла замуж за Адольфа Ипкара, своего репетитора по математике, и переехала с ним на ферму. Жили небогато, но денег на мольберт для Далов хватило, и в 1939 году в Галерее искусств Коркоран в Вашингтоне были выставлены две ее работы, а затем, в том же году, состоялась первая персональная выставка Далов Ипкар «Творческий рост» в музее Современного искусства в Нью-Йорке. На ней были представлены работы Далов с ранних лет до 21 года — организатор выставки Виктор Д’Амико преследовал цель показать, как обыкновенный ребенок, имеющий постоянную творческую подпитку, может вырасти в настоящего художника. Присутствовать на открытии выставки Далов не смогла, так как как раз в это время рожала своего первого ребенка.

Иллюстрация из книги «Wild And Tame Animals» (Flying Eye Books, 2015)
Иллюстрация из книги «Wild And Tame Animals» (Flying Eye Books, 2015)

Ферма вскоре перестала быть основным источником дохода для семьи. В 1937 году Далов Ипкар выиграла два конкурса на создание собственных муралов и, выполнив работы, заработала больше тысячи долларов, что по тем временам было огромными деньгами — новый Бьюик, к примеру, стоил порядка 500 долларов. Однако главным источником дохода, начиная с 1945 года, стали иллюстрации к детским книгам.

 
Иллюстрация из книги «Wild And Tame Animals» (Flying Eye Books, 2015)
Иллюстрация из книги «Wild And Tame Animals» (Flying Eye Books, 2015)

«Отец всегда говорил: не пиши картины на продажу. Рисуй для себя, но делай это очень хорошо. А потом продавай». В 1945 Далов Ипкар проиллюстрировала первую детскую книгу, «Маленький рыбак» Маргарет Уайз Браун. Ей так понравилось это занятие, что она начала придумывать книжки сама. Одна из них, «На конской ферме», переиздавалась в течение тридцати лет. После её выхода Ипкар получила чек на сказочные по тем временам 2000 долларов. Далов вспоминала, что практически все ее проекты оказались успешными. Всего она написала и проиллюстрировала 30 детских книг, 4 романа для подростков и одну книгу рассказов для взрослых читателей.

Иллюстрация из книги «The Cat at Night» (Islandport Press, 2009)
Иллюстрация из книги «The Cat at Night» (Islandport Press, 2009)

Далов не прекращала рисовать никогда. «На ферме ты встаешь в пять утра, можно успеть очень многое». Выбор между творчеством и семьей у нее тоже никогда не стоял; забота о своих двух сыновьях — Роберте Уильяме (1939) и Чарльзе (1942) — у художницы гармонично совмещалась с рисованием. «Дети никогда не мешали мне работать — совсем крохами они играли в ногах, пока я рисовала. Вот когда они подросли, их безопасность уже стала проблемой, особенно во время полевых работ, когда вспахиваешь поле на лошади. В каком-то интервью на ТВ я сказала, что просто привязываю их к дереву на это время. В передаче это прозвучало ужасно! В голове сразу возникла картинка с двумя маленькими заключенными в образе Жанны Д’Арк! Но тогда все так делали — привязывали детей. И физические наказания в то время тоже никого не шокировали». Дети росли, помогали родителям в поле и по хозяйству. Далов сожалела, что у них не было такого же современного образования, которое получила она; школой для ее сыновей была ферма, ставшая важнейшим сюжетом ее работ 40-50-х годов. На ферму часто приезжали друзья, художники Томас Гарт Бентон и Уальдо Пиерс. Примерно в то же время Далов увлеклась творчеством Питера Брейгеля Старшего, его серией картин, посвященных временам года.

Иллюстрация из книги «One Horse Farm» (Islandport Press, 2011)
Иллюстрация из книги «One Horse Farm» (Islandport Press, 2011)

Далов несколько смущенно писала о том, что ее стиль часто классифицируется как соцреализм: в действительности, она никогда не пыталась вложить в свои работы какой-либо социально-политический смысл. Выбранный ею стиль рисования прежде всего являлся подходящим средством визуального рассказа; в таком случае, соцреализм для Далов был схож и с викторианским стилем — и там, и там изобразительное искусство являлось важнейшим языком повествования.

Иллюстрация из книги «Deep Sea Farmer» (Alfred A. Knopf, 1961)
Иллюстрация из книги «Deep Sea Farmer» (Alfred A. Knopf, 1961)

В своей автобиографии Далов признавалась, что задумываясь о новой книге, она вначале рисует иллюстрации, а затем пишет к ним рассказ и подчеркивала свое безразличие к коммерческой составляющей иллюстрирования — свои книги она создавала, исходя лишь из собственных пожеланий, с минимальным вмешательством издателей. Основным критерием в ее работе всегда оставалось чувство ответственности перед своим маленькими читателями. «Я уверена, что ребенок, который растет без доступа к искусству — все равно что ребенок, который растет без любви; а самое ему доступное искусство — это детские книги».

Иллюстрация из книги «Чудесное яйцо» (Вектор, 2016)
Иллюстрация из книги «Чудесное яйцо» (Вектор, 2016)

В 1950-х годах, когда картины Далов Ипкар только-только начали продаваться, в искусстве наступила эпоха абстрактного экспрессионизма. Новомодное искусство Далов не прельщало. «Мне всегда нравился кубизм, нравились Пикассо и Брак; абстрактный экспрессионизм может быть очень эмоциональным и экспрессивным, но в нем отсутствует форма, а моей душе без четких границ никуда».

Иллюстрация из книги «Чудесное яйцо» (Вектор, 2016)
Иллюстрация из книги «Чудесное яйцо» (Вектор, 2016)

«Искусство — как лабиринт. Ты пробуешь себя в разных направлениях, двигаешься, осознаешь, что в тупике и полностью меняешься. Временами полезно остановиться и осознать, где ты, что делаешь и зачем. Если считать мои детские работы, я за свою жизнь по крайней мере четыре раза меняла стилистику — не в погоне за модой, а из-за внутренней потребности».

Иллюстрация из книги «Я люблю зверей» (Вектор, 2016)
Иллюстрация из книги «Я люблю зверей» (Вектор, 2016)

В своем творческом непрерывном движении, художница работала в самых разных техниках, использовала разнообразные приемы и инструменты. Она, например, является родоначальницей такого явления как «мягкая скульптура». Все началось с игрушечных зверушек для детей, для создания которых она использовала яркие набивные ткани. В 1956 году состоялась их первая выставка.

-15

Возникла идея сделать иллюстрации в одну из книг в форме коллажа из тканей, но печатать такие иллюстрации получалась слишком дорого; тогда Далов сделала имитацию набивных тканей с помощью акварели. Так возникли паттерны. Они стали новой стилистикой Ипкар. «Одалиска» 1960 года — первый опыт их использования.

В искусстве Далов, ярком, выразительном, очень самобытном красной нитью проходит ее любовь к животным, которую она пронесла сквозь всю свою жизнь. Она зарисовывала их с раннего детства, и ее нимало не смущало, что многих из них она не имела возможности видеть вживую — семья ее не выезжала за пределы Америки. В детстве Далов часто ходила в зоопарк и в музей Естественной Истории. Свой метод изображения она описывала так: «… я вспоминаю, как выглядит животное, проверяю в энциклопедиях, смотрю свои записи в скетчбуке. Затем я перерабатываю изображение в своей стилистике. Многочисленных эскизов под номерами я не делаю, максимум — скетч главных персонажей размером 4х7 дюймов. Рисую сразу кистью на холсте, результат спонтанный и свежий, не вымученный».

Иллюстрация из книги «Я люблю зверей» (Вектор, 2016)
Иллюстрация из книги «Я люблю зверей» (Вектор, 2016)

Семья Ипкар всегда вела активную общественную жизнь, участвовала в многочисленных «зеленых» природоохранных акциях. Ее сыновья объездили весь мир. Далов всю жизнь была счастлива с мужем и никогда не сомневалась, что правильно поступила, отказавшись от «карьеры нью-йоркской знаменитости» и предпочла ей жизнь на ферме, полностью посвятив себя творчеству и любимой семье.

Иллюстрация из книги «Черный и белый» (Вектор, 2016)
Иллюстрация из книги «Черный и белый» (Вектор, 2016)

Подготовила Кира Хмелёва

_________________________________

Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки :)

Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.

Хобби
3,2 млн интересуются