Под старинным городком Волоколамск, что на северо-западе Московской области, есть сразу три старинных усадьбы в разной степени сохранности. Прежде всего, это Ярополец, который был пожалован украинскому гетману Петру Дорошенко.
Петр Дорошенко (1627-1698) был избран гетманом в 1665 году казаками Правобережной Украины. Он воевал за независимость Украины и с польским королевством, и с московским царством и даже навел в 1672 году на Каменец-Подольский, занятый тогда поляками, 100-тысячную армию турков-османов, которые взяли город и затем осадили Львов.
Приведенные им турки и крымские татары так разоряли Правобережную Украину, что вызвали очередную волну массового бегства украинцев на левый берег Днепра.
В 1676 году, когда русские войска перешли Днепр, Дорошенко присягнул на верность московскому царю. Его отправили воеводой куда подальше – в город Вятка (ныне Киров). Через несколько лет он вышел в отставку и до своей смерти в 1698 году жил в усадьбе Ярополец, где и был похоронен.
Его потомки разделили имение, так что образовались две соседних усадьбы – Ярополец Чернышевых и Ярополец Гончаровых. Первую отстроил один из молодых офицеров, возведших на престол Екатерину Вторую. После того как ее фаворитами стали братья Орловы, он обиделся и уехал в усадьбу, направив свои силы на ее украшение и расширение. Вторая известна тем, что в ней жила теща Пушкина (мать Натальи Гончаровой), и великий поэт даже навещал ее пару раз.
Южная часть имения гетмана Петра Дорошенко перешла к роду Загряжских (внучка гетмана Екатерина, дочь его сына Александра Дорошенко, вышла замуж за Александра Загряжского).
С 1823 и до 1917 года усадьба именовалась Ярополец Гончаровых, так как Загряжская стала в замужестве Гончаровой.
Считается, что отец Натальи Ивановны Гончаровой (теща Пушкина) Иван Загряжский (1749-1807) согрешил с фрейлиной по имени Ефросинья Ульрика фон Липхарт в Дерпте (Тарту).
Он привез ее в Россию, в имение Ярополец (при живой жене), где она и родила дочь Наталью (1785-1848). Вместе со сводными сестрами Наталья Ивановна была принята во фрейлины к императрице Елизавете Петровне.
Пушкин приезжал к теще в усадьбу всего два раза – проездом в 1833 и 1834. Долгое время здесь сохранялась «Пушкинская комната» (сейчас нет). Поэт писал жене Наталье Гончаровой: «В Ярополец приехал в середу поздно. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше… Ей очень хотелось бы, чтоб ты будущее лето провела у нее. Она живет очень тихо и уединенно в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки, Дорошенки, к которому я ходил на поклонение. Сем. Фед., с которым мы большие приятели, водил меня на его гробницу и показывал мне прочие достопримечательности Яропольца…».
Усадьба Гончаровых сохранилась довольно неплохо, так как в советское время здесь был санаторий МАИ. Соседняя усадьба Чернышевых лежит в руинах, но вроде бы нашелся частный инвестор, который собирается ее восстановить. Она также имеет не только архитектурное, но и историческое значение: братья Чернышевы были фаворитами Екатерины Второй, когда она еще не стала императрицей.