После распада четырех ханств, наследников империи Чингисхана, образованных детьми Великого хана, на территориях Великой Монгольской империи образовалось множество мелких ханств, многие из которых, со временем, вошли под управление Российской империи. Чаще всего, со смертью правителей, имевших большое количество детей, вследствие наличия нескольких жен, в ханствах наступали жестокие междоусобицы, вызванные борьбой за власть. Очень часто главными действующими лицами в этих междоусобицах были женщины, игравшие не маловажную роль в становлении ханов.
Одной из таких женщин была Джан Кургокина, дочь храброго и уважаемого правителя Кабарды. В 1721 году княжну Джан выдали замуж за внука первого калмыцкого хана. Мужчина уже имел жену, которая приходилась ему мачехой, но он изгнал ее из своего шатра, отдав предпочтение молодой кабардинской княжне.
После смерти деда началась междоусобная борьба за власть, в результате которой русская императрица Анна Иоановна, утвердила на ханском престоле Дондук-Омбо, мужа Джан. Не мало важную роль в этом сыграло родство с главным кабардинским князем.
Ханша Джан в полной мере пользовалась своим положением и заслужила очень большое влияние при «дворе» правящего супруга.
После смерти мужа, ханша Джан оказалась в самом центре междоусобных распрей. Женщина пыталась возвести на ханский престол старшего сына, а одна из вдов деда Дондук-Омбо, Дармабала, видела ханом своего сына, для этого в ее планах была женитьба его на влиятельной ханше Джан.
Джан поддерживал главнокомандующий войсками, а по совместительству двоюродный брат ее мужа, Бодонг, в планы которого тоже входила женитьба на ханше. Правительство Анну Леопольдовны, видя влияние сына Дармабалы на калмыцкий народ, решило поддержать его в притязаниях на ханский трон.
Джан не готова была мириться с таким положением дел и отправила Бодонга в поход на сына Дармабалы, который в результате столкновения был пленен и убит. А затем был разбит и русский отряд, направленный на прекращение столкновений между претендентами на ханство. Дармабала с внуками и их владения были под покровительством русских. Но в результате, протекция императора была отдана Дондук-Даши, двоюродного брата покойного мужа Джан. Высокомерная женщина осталась этим не довольна и не пришла на церемонию назначения наместника.
Властолюбивая ханша, откочевав на Кубань, продолжила борьбу и попыталась втянуть князей Кабарды, которые отказались вступать в конфронтацию с Российским правительством. Тогда ханша попросила помощи у персидского шаха, но их переписка была перехвачена и доставлена Елизавете Петровне.
Ханша Джан, вместе с детьми, была схвачена и отправлена в Петербург. Но на ее защиту встали кабардинские князья, просящие помилования для родственницы, за заслуги перед империей ее предков и супруга. После принятия решения императрицей, об освобождении Джан, женщина, внезапно, принимает решение принять православие.
После принятия крещения, навсегда канула в лету ханша Джан и возродилась княгиня Вера Дондукова. Ее дети тоже были крещены и приняли православные имена. За вновь образовавшимся родом, с великого царского позволения, был закреплен Багацохуровский улус, как наследный удел хана Дондук-Омбо, а также было назначено жалование в пять сотен рублей и тысячу кулей муки в год. А императрица Елизавета лично принесла в дар княжне Вере особняк на набережной.
Через 18 лет Вера Дондукова вместе с сыном, дослужившимся до звания полковника царской армии, вернулась в свои владения для управления улусом.
Ваш лайк может помочь мне в развитии канала. Пожалуйста, поставьте палец вверх или подпишитесь на мой канал, если хотите узнавать о судьбах исторических личностей.