Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Оцепеневшие от страха

Оглавление

(2018, Аргентина)

Повезло монстру в том, что он такой худосочный. Окажись он более упитаным, наверняка застрял бы в своем подкроватном укрытии. То-то был бы конфуз!
Повезло монстру в том, что он такой худосочный. Окажись он более упитаным, наверняка застрял бы в своем подкроватном укрытии. То-то был бы конфуз!

Если уж в Аргентине умеют снимать неплохое и разнообразное кино - детективное, авантюрное, драматическое и юморное ("Тайна в его глазах", "Девять королев", "Дикие истории"), то было бы удивительно, кабы на том конце света не пытались делать и хорроры. Так ведь и делают. Или по крайней мере пытаются по мере своих скромных сил, бюджетов и фантазии. К примеру, для режиссера и сценариста Демиана Рунья это уже не первый опыт написания таких историй и создания по ним фильмов. Разве что его дебютные потуги на фронте ужасов были чересчур скромными и почти никем не замеченными.
Впрочем, "Оцепеневших от страха" тоже не назовёшь хитом, который заинтересует кого-то ещё кроме любителя этого жанра, да и то не всякого. Ибо по-настоящему впечатлить и напугать эта картина сможет лишь неискушенного хоррорами зрителя. А тому, кто смотрит их давно и регулярно, все здешние страшилки покажутся виденными не раз и не два. Про матёрых любителей хорроров ещё видеосалонной закалки и не говорю. Даже если они не уснут на просмотра в надежде, что сюжет рано или поздно порадует их чем-то эффектным, то на финальных титрах сильно удивятся тому, как это им повезло не заснуть под аккомпанемент столь заурядных сюжетных аккордов.
Сам сюжет устроен по принципу "Собирай в кучу всё, что взбредет в голову, авось к финалу как-нибудь подведем это под общий знаменатель. А нет, так нет, не мы первые сливаем в хорроре концовку". И перво-наперво нам показывают три мини-истории-страшилки, объединённые тем, что они происходят через короткие промежутки времени в находящихся по соседству домах. А также тем, что главные герои одних историй появляются в других как второстепенные.

Да уж, и не говорите:  как правило, такие порталы редко выплескивают на нас что-то доброе, светлое и прекрасное.
Да уж, и не говорите: как правило, такие порталы редко выплескивают на нас что-то доброе, светлое и прекрасное.

Вдаваться в детали и спойлерить не буду, лишь замечу, что первая история напоминает происки нечистой силы в "Изгоняющем дьявола" (1973) - стареньком, но и по сей день не растерявшем своё пугательное очарование фильме Уильяма Фридкина. Вторая история про человека, который, пытаясь разобраться в ночных странностях у себя дома, фиксирует себя спящего на видеокамеру, совсем уж невежливо напоминает "Паранормальное явление" (2007). А третья - типичное "Кладбище домашних животных" Стивена Кинга, разве что индейская мистика в данном случае была оставлена в покое.
Ну а потом, когда Рунья-режиссёр нагоняет на нас "затравочной" жути (как он уверен), на сцену выходят непонятные пожилые люди, в чьё прошлое Рунья-сценаристу почему-то лень вдаваться. Быстро между собой спевшись, эти пенсионеры непонятно с какого перепугу - слабо верится, что из чистого любопытства, - берутся наблюдать за всей тутошней чертовщиной. А может даже её изучать - определить это сложно, поскольку их методы похожи на научные не больше, чем пляски с бубном. Причем у большинства из этих троих нет при себе даже бубна.
Ну а дальше, как и ожидалось, Рунья начинает сшивать воедино свои лоскутные фантазии, заимствованные у известных хоррор-мейкеров. Разумеется, со столь же предсказуемой неоригинальностью, взяв в качестве объединительной идеи самую простенькую и затертую до неприличия. Такую, которая даже в компьютерных играх давно считается банальной, не говоря про фантастические кино и литературу... впрочем, спойлерить опять-таки не стану, и не пытайте.

Что всегда не так с этой киношной нечистой силой? Нет бы прийти культурно на чашку чая, посидеть, поговорить, изложить свою точку зрения на человечество в целом и на вас в частности, а она же упрямо выбирает самый грубый и неконструктивный способ общения!  Доколе это будет продолжаться?
Что всегда не так с этой киношной нечистой силой? Нет бы прийти культурно на чашку чая, посидеть, поговорить, изложить свою точку зрения на человечество в целом и на вас в частности, а она же упрямо выбирает самый грубый и неконструктивный способ общения! Доколе это будет продолжаться?

С другой стороны, когда Рунья, идя по пути наименьшего сопротивления, наконец-то открывает нам сюжетные карты, становится ясно, почему творцов-на-расслабоне вроде него чаще всего привлекают именно хорроры. Да потому что какой бы огород ты в них ни нагородил, всё это можно в итоге ссыпать в один котел и объяснить злодеяниями каких-нибудь непобедимых и не познаваемых в принципе адских сил. Или же паранормальных элементов, чужеродного космического разума, мистических тайных обществ, параллельных измерений, колдунов и ведьм, глубоко законспирированных остатков древних цивилизаций или... (нужное вписать либо подчеркнуть). Так что снимай - не хочу, тем более, о чём переживать, ведь не ты первый и не ты последний, кто эксплуатирует и в хвост и в гриву эти штампы.

***

В общем, очередная попытка приобщиться к современным малобюджетным ужастикам прошла ни шатко, ни валко. Технически "Оцепеневшие от страха" сняты вполне качественно для своего бюджета и географического положения, и в откровенный треш их не запишешь. А вот с идеями у них большая напряженка. Всё, что может предложить нам Рунья, это шаурму из обрезков чужих сюжетов с не особо интересными и слабо прорисованными героями. Кого такая откровенная вторичность не смущает - подсаживайтесь и угощайтесь. Ну а привередливым киноедокам лучше, конечно, поискать себе что-то более удобоваримое, нежели этот фастфуд.

Скриншот, которым было бы куда уместнее проиллюстрировать экранизацию какой-нибудь из книг Достоевского, а не местный эклектичный хоррор-балаган.
Скриншот, которым было бы куда уместнее проиллюстрировать экранизацию какой-нибудь из книг Достоевского, а не местный эклектичный хоррор-балаган.