("Дикие истории", Relatos salvajes, 2014, Аргентина)
Что может быть общего между этой картиной аргентинца Дамиана Сифрона и российским "Левиафаном" Андрея Звягинцева?
Вопрос, конечно, интересный...
...Вопрос, конечно, интересный, хотя вовсе не сложный.
Да просто обе эти картины боролись в 2015-м году за Оскар в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". И обе в конце концов остались без Оскара; его выиграла в тот год "Ида" поляка Павликовского.
Хотя, будь на то моя воля, сам я с гораздо большей охотой вручил бы Оскар по-настоящему крышесносным "Диким историям", а не унылому, как волчий вой, "Левиафану" - при всём уважении к моему земляку Звягинцеву. Ибо его работа ничего, кроме "древнерусской тоски" (© Б. Г.), не вызывала. Зато творение Сифрона вызывало такой спектр ярких эмоций, что в финале его просмотра реально хотелось отдышаться и утереть со лба пот.
Начать с того, что на поверку Дамиан подарит вам не одну, а аж 6 историй - на что, собственно, и намекает название фильма. Причем историй, не связанных друг с другом ни сюжетно, ни общими персонажами, а совершенно разных, в том числе по хронометражу. Который, начиная с первой, самой короткой 9-минутной новеллы, в остальных будет постепенно расти, и в последней достигнет 35-минутного максимума.
Единственное, что есть общее у всех шести новелл: в каждой из них герой либо герои по своей воле, либо по вине непреодолимых обстоятельств, переступают через некую грань "разумного и человеческого". И отдают себя на откуп чистых страстей: ярости, страха, мстительности, ревности. Причем переступают они эту грань так, что для большинства из них возврата назад уже нет. А для тех, кому всё-таки повезет "оттуда" вернуться, всё равно придется за это заплатить. Собственно, почему эти истории и названы "дикими", а мы, глядя на их "дикость", будем раз за разом охреневать - и так шесть раз подряд.
История №1 "Пастернак".
Нет, конечно, она вовсе не про русского/советского писателя и поэта Бориса Пастернака. Она про некоего Габриэля Пастернака, которого, как неожиданно выяснилось, знает подозрительно много незнакомых друг с другом людей. Причем люди эти собрались сегодня в одном месте в одно время.
Совпадение? Развязка эпизода исчерпывающе ответит на данный вопрос.
История №2 "Крысы".
Официантка придорожной закусочной вдруг узнает в очередном посетителе человека, когда-то погубившего её семью, а теперь ставшего политиком. Ее подруга-повариха, недавно отсидевшая в тюрьме, предлагает ей отомстить, раз уж представился такой шанс.
Удастся ли? Как знать, ведь робкая официантка боится и потому колеблется.
История №3 "Сильнейший".
Типичная "разборка на дороге" двух повздоривших из-за пустяка водителей. Самая зверская и драйвовая новелла в фильме - как говорится, не вздумайте повторять такое в реальной жизни.
История №4 "Маленькая бомба".
Неудачный день для инженера Симона: прямо в день рождения его дочери его машину эвакуировали на штрафстоянку. По мнению Симона, абсолютно незаконно. Однако доказать это ему не удается, да к тому же дома его ожидает грандиозный скандал.
Короче говоря, фортуна сделала всё для того, чтобы терпение инженера лопнуло. А, учитывая, каким он был инженером, лопнуло оно довольно-таки специфически.
История №5 "Предложение".
Сын большого политика, возвращаясь из ночного клуба на папкиной "тачке", сбивает беременную женщину. К несчастью - с летальным исходом.
Что делает после этого его отец? Разумеется, пытается спасти отпрыска от тюрьмы, а свою репутацию и карьеру от краха. Разумеется, - с помощью вранья и денег. И, разумеется, что-то при этом вдруг пойдет не так - вы ведь не забыли, какое кино смотрите?
История №6 "Пока смерть не разлучит нас".
Сравнение с российской трэш-свадебной комедией "Горько!", вышедшей годом ранее "Диких историй", здесь напрашивается само собой.
Да, это тоже фактически "Горько по-аргентински", с таким же "бурлёжом" эмоций, измен, ревности и рукоприкладства во время свадебного банкета. Разве что здесь устраивать разборки будут всё же более культурные персонажи, чем у режиссера Крыжовникова. То есть, к счастью, всё обойдется без прибыдлённой лексики, тамады с дегенеративными конкурсами и, ясен тост, без бухого Светлакова на подтанцовке.
***
В общем, чертовски яркий, интригонасыщенный и обстоятельный фильм-изучение животных сторон человеческой психики. И изучение это не по лабораторному скучное, а ориентированное на самую широкую зрительскую аудиторию. Даже оголтелым фанатам комиксятины оно рискует понравиться, отчего ж нет?
И потому вдвойне странно и жаль, что Дамиан Сифрон так и не снял "Дикие истории 2". Тем более после того, как первые хорошо окупились в мировом прокате и поборолись за Оскар. Да и создавать такие новеллы можно бесконечно, ибо навыдумывать подобных "жизненных" ситуаций талантливый Сифрон-сценарист может на десять, а то и более сиквелов.
И всё же кое-чем новеньким под названием "Мизантроп" Дамиан нас вскоре порадует, причем снимал он эту картину уже не на родине, а в Голливуде.
Что ж, заинтриговал. Ждем-с.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):