(2009, Аргентина)
Аргентинское криминальное кино с Рикардо Дарином в главной роли есть почти 100% гарантия качества. Ну, по крайней мере в моей зрительской практике это уже третий случай, когда тамошние киношники и Дарин меня не обламывают. Сначала были "9 королев", потом "Дикие истории" и вот на сей раз пропущенная мною в свое время, "Тайна в его глазах". Которая, в отличие от "Диких историй", что тоже были номинированы на Оскар ("Лучший фильм на иностранном языке"), но не завоевали его, этот самый Оскар всё-таки выиграла. А потом обзавелась вдогонку голливудским римейком ("Тайна в их глазах", 2015), и тоже на удивление неплохим, что для любой не-американской картины является дополнительным поводом для гордости.
Еще одно достоинство "Тайны" - ее сюжет не назовёшь запутанным, зато он скроен так талантливо и хитро́, что подкидывает нам сюрпризы даже там, где их по большому счёту вроде и нет. Небольшие (кроме эффектного финального поворота), но всегда приятные сюрпризы, щедро разбросанные по всему повествованию, растянутому более чем на четверть века. Именно столько времени понадобится главному герою, работнику прокуратуры Эспосито, чтобы распутать последствия одного, казалось бы, несложного дела об изнасиловании и убийстве. Но, как и диктуют жанровые каноны детективных триллеров, чем больше наш герой возится с раскрытием этого преступления, тем больше гадостей всплывает на поверхность и больше палок вставляет ему в колёса его начальство. Что, конечно же, злит и еще пуще раззадоривает Эспосито, не гнушающегося в поисках истины и самому исподтишка преступать закон. В разумных пределах, само собой, тем более, что в этих его хулиганствах ему фартит далеко не каждый раз.
Еще одна уникальная черта и мощный козырь "Тайны" - ирония, обычно несвойственная такого рода серьезным фильмам. Но ею здесь пронизано буквально всё, кроме, понятное дело, самых трагических сцен. Хотя и в них, если присмотреться, всегда заметна мрачная усмешка фортуны, от которой у зрителя по коже бегут мурашки и улыбаться ей в ответ ему уже не хочется. Однако целая россыпь забавных мелочей вроде доставшейся Эспосито печатной машинки с отсутствующей буквой "а", закидонов его приятеля-бухарика или его "неуклюжей" любви к своей начальнице Ирене, настолько здорово оживляет эту историю и ее героев, что следить за их похождениями становится вдвойне интереснее. И не только на службе, но и в быту.
Кстати, о любви. Эта линия в "Тайне" тоже проработана на удивление детально и по-взрослому. Причём последнее означает вовсе не наличие постельных сцен, как некоторые из вас могут подумать, а именно ту самую лирическую "взрослость", когда люди в подобных ситуациях руководствуются прежде всего рассудком, а не гормонами. Что подразумевает сдержанность в эмоциях и тонкую игру в намёки и полунамёки. Причём не факт, что эти игры к чему-нибудь в конце концов приведут, о чём обе их стороны тоже отлично знают и к чему в принципе заранее готовы...
Короче говоря, не в каждой мелодраме встретишь столь умело срежиссированную "позиционную" любовную тактику. А здесь, в триллере, ей отведено немало времени и наблюдать за развитием этой сюжетной ветки не менее интересно, чем основной.
***
В общем, не особо навороченная, но довольно-таки многогранная история, в которой много чего происходит, но нет совершенно ничего лишнего. Все ее детали либо двигают сюжет вперед, либо оживляют и углубляют его, да и финал не подводит. Он тоже вроде бы несложен, но всё равно готов нанести вам пару коварных хуков челюсть. За что, впрочем, вы не будете на него в обиде, ведь именно за такими ощущениями мы и гонимся, когда садимся глядеть подобные фильмы, не так ли?