Найти тему
Судострой

Из Николаева в Мумбаи через Северодвинск. Как советский авианосец стал флагманом ВМС Индии

Оглавление

16 ноября 2018 года исполняется пять лет со дня передачи корабелами Севмаша индийской стороне авианосца "Викрамадитья". Сегодняшний рассказ ТГД – о необычной судьбе этого корабля, построенного ещё в Советском Союзе и сменившего не один флаг.

Авианосец "Викрамадитья" / Фото: Севмаш
Авианосец "Викрамадитья" / Фото: Севмаш

Советская история

Корабль был заложен в 1978 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве как крейсер "Баку", четвёртый авианосец типа «Киев». На момент сдачи в 1987 году это был самый большой и совершенный корабль советского ВМФ.

Длина ТАКР "Баку" проекта 1143.4 составляла 273 м, водоизмещение – 44 тыс. тонн. Авиакрыло включало в себя 36 летательных аппаратов, в том числе сверхзвуковые истребители Як-41 вертикального взлета и посадки.

В 1990 году в честь бывшего главкома ВМФ СССР авианесущий крейсер был переименован "Адмирал флота Советского Союза Горшков".

После трёх лет активной эксплуатации на Северном флоте, в 1992 году корабль был поставлен на ремонт и с тех пор больше самостоятельно в море не выходил. По крайней мере, под именем "Адмирал Горшков".

"Средний" ремонт

В начале 90-х из-за отсутствия финансирования ремонтные работы на "Адмирале Горшкове" так толком и не начались, и техническое состояние стоящего без дела корабля становилось всё хуже.

Через несколько лет появилась идея модернизировать авианесущий крейсер и продать его Индии. Для этого ТАКР был доставлен на северодвинский Севмаш, который ранее не имел дела с кораблями такого размера.

По воспоминаниям корабелов Севмаша, авианосец не без сложностей зашёл в наливной бассейн предприятия. Зазор между корпусом гигантского корабля и воротами наливного бассейна составлял всего 50 см. Работы по модернизации корабля велись в три смены.

Для демонтажа старого и установки нового оборудования в корпусе "Адмирала Горшкова" появилось около 600 вырезов. В ходе модернизации по проекту 11430 Невским ПКБ было выпущено более 33 тыс. чертежей, а общий вес нового оборудования составил около 6 тыс. тонн.

Общая трудоёмкость работ по модернизации "Адмирала Горшкова" оказалась сопоставимой с трудоёмкостью по постройке крейсера "Баку" на верфи в Николаеве.

Модернизация ТАКР "Адмирал Горшков" / Фото: russiannavy.ru
Модернизация ТАКР "Адмирал Горшков" / Фото: russiannavy.ru

В результате, по данным корабелов, увеличилась полётная палуба авианосца, был смонтирован трамплин и модернизированы самолетоподъёмники. Также были расширены спонсоны левого и правого бортов, проведена полная реконструкция внутренних помещений, включая частичную замену трубопроводов и кабельных трасс. Корабль получил новые главные котлы, работающие на дизельном топливе.

Вышедший в 2012 году на ходовые испытания обновлённый авианосец проекта 11430 смог развить передним ходом скорость 29,5 узлов и задним 16,5 узлов.

При длине корабля 285 м водоизмещение составляло 45 тыс. тонн, дальность плавания без дозаправки – 8 тыс. морских миль. Авиагруппа состояла из 34 единиц.

В 2013 году авианосец, теперь уже "Викрамадитья", отправился на военно-морскую базу в Мумбаи.

Цена вопроса

На модернизацию "Адмирала Горшкова" было заключено несколько контрактов. В 2004 году между российской и индийской сторонами были подписаны контракт на капремонт и переоборудование авианесущего крейсера стоимостью 800 млн долларов и контракт на поставку авиакрыла стоимостью 1 млрд долларов. Сам корабль передавался стратегическому партнёру бесплатно.

В марте 2010 года, после длительных переговоров из-за значительно возросшего объёма работ был заключен новый контракт на модернизацию стоимостью 2,33 млрд долларов, включающий поставку ЗИП и обучение персонала.

Что получили стороны договора? У ВМС Индии появился новый флагман со сроком службы не менее 20 лет. Российская сторона получила опыт работы и загрузку промышленности. Сейчас Севмаш ведёт послегарантийное обслуживание "Викрамадитьи" и готов применить полученный опыт для реализации нового проекта – лёгкого многоцелевого авианосца.

-3

Проект лёгкого многоцелевого авианосца / Фото: ТГД

Многие задаются вопросом, выиграла или нет Россия от этой сделки? Как поставщик военный продукции на мировой рынок, безусловно, да. Пусть и с увеличением стоимости, но контракт был исполнен. Как морская держава, вопрос пока не закрыт. С учётом текущего состояния единственного оставшегося авианосца "Адмирал Кузнецов", ещё один корабль этого класса в составе отечественного ВМФ явно бы не был лишним.