Наша жизнь похожа на бешеную скачку, вам так не кажется? Семья, работа, дети, бизнес, отпуска, увольнения и заманчивые предложения…. Взлеты и падения, размышления: «А может, стоило поступить иначе?»
Ежедневно перед нами ставят уйму различных задач, и нам приходится их решать. Всякий раз, столкнувшись с выбором, мы надеемся, что удастся принять именно правильное решение, единственно верное. Это далеко не всегда бывает просто, не так ли?
Я слышала о множестве различных методик, призванных помочь в решении сложных вопросов. Вот только большинство из них настолько трудоемкие, занимают так много времени и требуют каких-то бесконечных логических выкладок… В конце концов они просто неимоверно скучные! Быстрее с тоски помрешь, чем что-то там решишь.
Некоторые кажутся мне вообще странными: что-то типа танцев с бубнами при полной луне.
Я же предлагаю вам алгоритм из 7 шагов для принятия любых решений, даже самых сложных, который я не раз опробовала на себе, и который реально работает.
Вы можете следовать по алгоритму шаг за шагом, а можете использовать каждый пункт как отдельный прием.
Сохраняйте в закладки, ведь очередной вопрос, требующий решения, не за горами, зуб даю!
Содержание.
2 правила, которые помогут вам принять действительно верное решение
Шаг 1-й, прокурорский, который поможет решить сразу половину проблемы
Шаг 2-й, конкретный, в котором мы вникаем глубоко в суть вопроса
Шаг 3-й, философский, в котором мы должны убедиться, существует ли «правильное решение»
Шаг 4-й, приоритетный, после которого у вас появится главный список вашей жизни
Шаг 5-й, сравнительный, где мы проводим аналитическую работу
Шаг 6-й, расчленительный, который поможет, если решение никак не желает прийти
Шаг 7-й, пиратский, в котором вы приобретаете главный инструмент для принятия правильных решений на всю жизнь
На десерт - мой личный ТОП-6 афоризмов, которые помогают мне сохранять присутствие духа в любых обстоятельствах
Залог успеха из 2-х правил
Прежде чем начать, вам придется согласиться всего с двумя правилами для того, чтобы принять действительно верное решение в нестандартной ситуации.
Правило №1. ФИОЛЕТОВОЕ. Любые решения принимаем только на холодную голову!
Если есть вопрос, который нужно решить, есть и ПРОБЛЕМА. А если есть проблема, значит нам никуда не деться от сильной эмоциональной вовлеченности в нее. Чем серьезнее вопрос, тем сильнее мы переживаем по поводу того, чтобы не дать маху. В свою очередь, чем больше эмоций вами руководит, тем сложнее будет сделать выбор, и тем выше шанс, что он будет ошибочным.
Идеальный способ успокоиться – поспать, а затем обдумать проблему утром. Это самый распространенный, и, наверно, самый древний совет: «переспать с проблемой». Еще можно посмотреть свой любимый фильм и постараться расслабиться. Отлично, если на это есть время. Однако, очень часто решения приходится принимать быстро, не откладывая на завтра или до вечера.
Что делать, если внутри бушует торнадо, а ответ нужно дать уже через 1-2 часа?
Вот моя методика, которая позволит прийти в себя:
1. Умываемся холодной водой. Или принимаем душ, как вариант. Зависит от интенсивности истерики.
2. Выпиваем легкое успокоительное. Да, не стоит гнушаться таких простых средств. Наш организм – натуральный химзавод, и, если ему требуется помощь, нужно ее оказать в понятной ему форме. В данном случае – притупить нервные реакции. Я использую простой валокордин (валосердин). Еще валидол – тоже вещь.
3. Выходим проветриться на улицу минут на 15. За это время как раз начнут действовать капельки, и вы станете гораздо адекватнее.
Все. Теперь возвращаемся домой и выполняем 2-е правило!
Правило №2. БУМАГОМАРАТЕЛЬНОЕ. Все мысли записываем. Да, ВСЕ! Понимаю, вначале это кажется глупым, но стоит вам попробовать, и вы почувствуете всю силу «грамотности». Когда мы фиксируем мысли на бумаге, нам легче рассуждать. Гораздо проще сопоставлять факты и умозаключения, охватив взглядом исписанный лист, чем пытаться удержать в голове (и без того перегруженной) все нюансы.
Итак, если оба условия выполнены, приступаем к делу!
Алгоритм принятия решений шаг за шагом
Шаг 1. Прокурорский. Правильно сформулированный вопрос – половина решения.
«Менять мне работу или нет?» - неправильный вопрос. В нем нет никаких подробностей, никакой информации, кроме определения темы: про работу. Что вас не устраивает: сами профессиональные обязанности или коллектив? Может, начальник? Или расположение офиса?
«Стоит ли мне сменить место работы или профессию?» - гораздо более конкретный вопрос. И ответить на него на порядок проще, поскольку во второй половине вопроса содержится половина ответа.
«Мне нужно понять, что именно не устраивает меня в нынешней работе, и решить, насколько это для меня важно».
Далее алгоритм понятен:
- мне не нравится коллектив
- не могу больше видеть их глупые рожи
- я никак не могу повлиять на них
- свое отношение к хамству и лени поменять не могу
Вывод: нужно изменить место работы. Ведь бывает же так, что человек «не ко двору пришелся».
Шаг 2. Конкретный. Бывает так, что вопрос нужно переформулировать, добавить конкретики
Например, когда вопрос – из серии «черное или белое». Вам стоит убедиться, что «серого» варианта действительно нет. Для этого вставляем в вопрос новые переменные, скажем временные рамки или конкретные числа.
«Пойти мне на те крутые курсы по крутой цене?» - «Пойти ли мне на крутые курсы по крутой цене в этом месяце?»
«Дать ли мне в долг?» - «Дать ли мне в долг 2 000 руб или 500 руб?»
Это очень простые примеры, но главное – не загоняйте себя в рамки! Ищите альтернативы, и тогда придется выбирать не из 2-х, а их 4-х или более вариантов.
Когда выбор шире, уже не так тоскливо выбирать, согласитесь?
Шаг 3. Философский. Определитесь для себя: может ли решение быть «правильным» или «неправильным».
Для кого оно будет «правильным»: для вас или для другого человека?
Например. Ваша мама настойчиво требует, чтобы вы женились на вполне конкретной особе. Если вы согласитесь, и сделаете предложение подруге, кому вы действительно сделаете лучше? Для кого такое решение будет «правильным»? Для вас, для вашей мамы или, быть может, для вашей подруги?
Бывает и так, что любое решение правильное, поскольку каждое открывает для вас различные перспективы.
Например. Вы никак не можете решить, куда поехать в отпуск: на Багамы или к бабушке в деревню. Понимаю, пример очень условный, но все же. Скажем, вы давным-давно не были у бабули, которая вас вырастила, и вы безумно любите деревенский быт. При этом отпуск на лазурном пляже – мечта каждого. К этой задачке нет правильного ответа. Надо просто решить.
Теперь приступаем к самому интересному!
Шаг 4. Приоритетный. Пишем список: «ТОП-5 моих приоритетов».
Пункты располагаем по убыванию. Самые главные – сверху.
Например:
1. Успешная карьера
2. Творческая самореализация
3. Высокая зарплата
4. Независимость
5. Хорошие отношения с друзьями
Или:
1. Мир в семье
2. Уют в доме
3. Достаток
4. Самореализация
5. Карьера
Такие списки составят совершенно разные люди, у которых жизненные цели не совпадают от слова совсем. Поэтому даже в однотипных ситуациях они будут поступать по-разному.
Скажем, оба эти человека работают в одной фирме, в одном отделе. Если каждому из них предложить одно и то же место, скажем, руководителя отдела, один из них согласится, другой откажется. Ведь должность руководителя предполагает бОльшую вовлеченность в работу, бОльшую эмоциональную отдачу, ненормированный рабочий день и проч. прелести высокого поста. Хоть и платят за нее больше.
Если для человека важнее семья, он откажется. Хотя вполне вероятно, что ему будет непросто это сделать.
Пишем ТОП-5 и двигаемся дальше!
Шаг 5. Сравнительный. Следующее, что нам нужно сделать – сопоставить каждое решение проблемы со списком приоритетов.
Скажем, перед вами стоит вопрос: «Покупать большую квартиру в спальном районе или маленькую в центре города?»
Если вы – автор первого списка, скорее всего вы выберете маленькую квартирку, но в центре города. Красиво, престижно, до работы, опять же, недалеко.
Если же ваш приоритет – удобство для семьи, конечно вы скорее всего остановите выбор на просторной квартире, в которой будет очень комфортно и вам, и вашим детям.
Вы все равно сомневаетесь? Тогда – переходим к шагу №6.
Шаг 6. Расчленительный. Если все равно ничего не проясняется, разбейте проблему на составляющие.
Какие сферы вашей жизни затронет каждое решение? Все их нужно рассмотреть через призму ваших главных ценностей.
Например. Покупка нового автомобиля отразиться на вашей жизни следующим образом:
1. Вы потратите много денег
2. Зато будете экономить много, очень много времени
3. Будете экономить на доставке не очень крупной мебели или товаров для ремонта и проч.
4. Однако, бюджет пополнится новыми тратами на бензин, запчасти.
5. Зато ваш статус повысится.
6. И вы, возможно, сможете претендовать на новые должности
7. Или сможете выбрать более выгодную работу в отдаленном районе
8. Или сможете переехать за город, чтобы дети дышали чистым воздухом
и т.д.
Берёте первый пункт и сравниваете его со своим «ТОП-5 приоритетов». Согласуется?
И так – с каждым.
Ну, и на последок – универсальная хитрость для принятия быстрых решений.
Шаг 7. Пиратский. Пишем Кодекс Чести!
Неоценимым помощником в борьбе с любыми решениями, в том числе со сложными, станет для вас ваш личный «Кодекс чести».
Если у вас его еще нет, самое время написать, ведь он не раз выручит вас в трудной ситуации, да еще и сэкономит время на раздумья над мелочами.
«Кодекс чести» - это свод правил, принципов и привычек, которыми вы не можете поступиться ни за что на свете. Это – квинтэссенция вашего мировоззрения и понятия о добре и зле.
Например:
1. Я никогда не иду против совести
2. Я никогда не иду по головам
3. Я никогда не работаю с родственниками и друзьями
4. Я никогда не работаю там, где мне не нравится
5. Я никогда ни о чем не жалею
6. Я всегда помогаю друзьям
И тому подобное.
Вполне возможно, что смаху написать качественный, именно ВАШ КОДЕКС не получится. Однако, он не раз пригодится вам в жизни при решение как самых сложных, так и незначительных задач.
Согласитесь, многие вопросы отпадут сами по себе, когда столкнуться с вашими железобетонными принципами.
Я очень надеюсь, что этот алгоритм в трудной жизненной ситуации поможет вам принять правильное решение точно так же, как помогает мне.
Напоследок хочу поделиться с вами несколькими афоризмами, которые облегчают мне повседневную жизнь.
1. Спешка хороша при ловле тараканов. Не надо торопиться, отнеситесь к серьезной проблеме с должным уважением.
2. Лучше принять неправильное решение, чем вовсе его не принимать. Ведь иначе оно будет принято за вас другими людьми или обстоятельствами.
3. Лучше жалеть о сделанном, чем о не сделанном. Упущенные возможности – печальнее, чем совершенные ошибки. К тому же, ничему конкретному не учат.
4. Решать проблемы нужно по мере поступления. Если сразу беспокоиться обо всем, эмоции захлестнут и заставят мыслить и поступать алогично.
5. Если тебя торопят, и не дают подумать, как следует, – это не твое. В попыхах правильных решений не принимают. Ну, чаще всего.
6. Когда ничего нельзя сделать, надо делать «ничего». Иногда, когда решения действительно нет, нужно просто успокоиться и подождать. Без суеты. Но только иногда!
Плюсуйте, подписывайтесь на мой канал.
Я буду делиться с вами хитростями, как не сойти с ума в этом сумасшедшем мире.
Ваша Нина Сейберт