Найти тему

Литографское заведение Троице-Сергиевой лавры. Часть 2

К 1849 году издание реликвий, связанных с именем преподобного Сергия, расширилось: были выпущены листы, представлявшие точные литографированные копии известных келейных икон чудотворца «Пр. Богоматерь Одигитрия» и «Св. Никола», поясной и житийной иконы «Преп. Сергий», «походной» иконы «Явление Пр. Богоматери преп. Сергию», последние две — письма Евстафия Головкина, выполненные на досках крышки первого гроба Преподобного. В этот комплекс публикаций входила литография с изображением серебряной раки и сени над гробницей преподобного Сергия в Троицком соборе. В 1852 — 1853 годах была проделана большая работа по переводу на камень, осуществленному иконописцем Сергеем Никулиным, и изданию копии лицевой рукописной книги «Житие Пр. Сергия Радонежского» конца XVI — начала XVII века, вышедшей в основном в черно-белом варианте. Семь из 222 литографированных экземпляров книги, раскрашенных акварелью, практически представляли факсимиле.

К 1850 году издательская программа мастерской была сформулирована в общих чертах. Тема преподобного Сергия расширилась и стала включать картины жанрового плана на сюжеты жития и чудес Преподобного, а также его образ, созданный в новых литографированных иконах. К тому году появилась уже и тема монастырской ведуты.

Гадалов Михаил. Литография. Копия иконы "Спас Нерукотворный".1852 г.
Бумага, литография. 1852 год
Размер:52,5х35,8 см. Сергиевский Посад
Гадалов Михаил. Литография. Копия иконы "Спас Нерукотворный".1852 г. Бумага, литография. 1852 год Размер:52,5х35,8 см. Сергиевский Посад

В конце 1850-х — начале 1860-х годов постепенно отошли от дел П.Белопольский и М.Гадалов. С 1861 года в штате мастерской лишь три молодых рисовальщика — Иван Шапошников, Иван Старченков и Иван Шорников.

На третьем этапе — это 1860-е годы — начало 1880-х — выработанная к концу второго периода система функционирования литографского заведения почти не изменилась. С 1864 по 1876 год рисовальщиками в мастерской постоянно работали Иван Шапошников и Иван Старченков. В разное время вместе с ними трудились Александр Колоколов, Николай Мономахов, Сергей Лычков. С июля 1876 года Иван Старченков работал уже один. В 60-е годы XIX века обновились рисунки практически всех изданий. Особенно часто к этому привлекался мастер-иконописец, «кардонщик» И.С.Болдырев. Он создавал подготовительные рисунки для различных изданий.

В 50—70-е годы XIX века литографированные издания Лавры отличались значительным разнообразием. Продолжением историко-археологической темы стала публикация важной в духовном плане коллекции древних панагий Троице-Сергиева монастыря, хранившихся в ризнице, литографии с которых составили альбом с таким же названием. Сначала издали три старинных раритета, рисунки которых выполнил М.Гадалов. Драгоценные панагии были вкладами в Троице-Сергиеву обитель царевича Федора Годунова в 1599 году, императрицы Елизаветы Петровны — в 1744 году и Московского митрополита Платона — в 1780 году. В 1853 году мастера подготовили двадцать один рисунок деревянных, каменных, костяных и серебряных панагий, резных иконок и складня работы Амвросия, относящихся к ХШ—XVII векам. В те же годы была расширена и публикация наиболее известных и чудотворных икон Лавры.

Гадалов Михаил. Литография. Видение птиц Преподобному Сергию Радонежскому. Из серии "Житие и Чудеса Преподобного Сергия Радонежского
1851 г. Бумага, литография
Размер:52,8х73,0 см (обрезана)
Место создания:г. Сергиевский Посад
Гадалов Михаил. Литография. Видение птиц Преподобному Сергию Радонежскому. Из серии "Житие и Чудеса Преподобного Сергия Радонежского 1851 г. Бумага, литография Размер:52,8х73,0 см (обрезана) Место создания:г. Сергиевский Посад

Все эти издания раритетов были связаны с общим научным историческим направлением в изучении и публикации российских древностей, находившихся в том числе и в церковных хранилищах. Изображения отличаются достоверностью в передаче вида реликвий и их состояния. Литографы стремились отвечать требованиям, предъявлявшимся к публикации археологических древностей: показывали лицевую и оборотную стороны многих предметов, толщину доски иконы или складня, тщательно прорисовывали надписи, повреждения, по мере возможности соблюдали размеры предмета.

Продолжение следует ...