Статьи
538 прочтений · 7 часов назад
Последний танк от FCM
История французского проектного среднего танка Char Moyen de 50t FCM В межвоенный период во французском танкостроении сложилась не очень здоровая ситуация. Если у тех же немцев танками занималось всего несколько фирм, причем основная их часть находилась под колпаком 6-го отдела Департамента Вооружений, то число французских производителей танков оказалось больше. Причем действовали они зачастую самостоятельно. Слишком самостоятельно. Бывали случаи, когда несколько французских фирм выпускало одну модель танка, но это скорее редкость...
381 прочтение · 20 часов назад
Радиоуправляемый Kettenkrad-камикадзе Немецкие инженерные войска отличались высокой эффективностью, являясь одной из составляющих блицкрига. Они были хорошо оснащены, в том числе и специальной техникой. Вместе с тем, по ряду направлений работ по специальной инженерной технике выглядели, скажем так, довольно неоднозначно. Особенно это касалось таких направлений, как мостоукладчики и саперные машины. Вроде бы даже серийные машины имелись, но результат их применения выглядел неоднозначно. Согласно изначальной концепции, немецкие управляемые по радио машины должны были использоваться как тральщики. Вместе с тем, опытная эксплуатация Minenräumwagen Borgward B I (Sd.Kfz.300) показала их крайне низкую эффективность. Поэтому следующая модель, Minenräumwagen Borgward B II, использовалась как самоходная мина. Но также выглядела сомнительной идеей. 5 км/ч для такой машины выло явно маловато. Поэтому в 1941-42 годах немцы проводили эксперименты. Одним из них стало создание kl.Kettenkw. (f.g), самоходной мины на базе полугусеничного тягача Sf.Kfz.2, более известного под прозвищем Kettenkrad. То, что Minenräumwagen Borgward B II совершенно не годится для поставленных задач, четко показало боевое применение данных машин. Слишком тихоходный аппарат становился отличной мишенью, неудивительно, что 1-й батальон разминирования пробыл на фронте всего 2 недели. Еще в июне 1941 года Borgward начала работу по альтернативному носителю заряда. Им стал легкий полугусеничный тягач NSU HK-101, он же Sd.Kfz.2. Главным преимуществом машины стало то, что она уже находилась в серийном производстве, причем ценник оказался сопоставимым с Minenräumwagen Borgward B II. При этом скорость передвижения у Sd.Kfz.2 была на порядок выше, чем у самоходной мины. Судя по всему, первый построенный образец оказался не особо удачным. Borgward пыталась оснастить тягач минимальной броневой защитой, что стало плохой идеей. Прототип засветился на снимках в учебке батальона, который 15 сентября переименовали в 300-й танковый батальон. Дальнейшие работы по машине шли силами NSU, курировало их командование батальона. Весной 1942 года был готов опытный образец kl.Kettenkw. (f.g) разработки NSU. Кардинальным отличием стало то, что на сей раз переделывалась не носовая, а кормовая часть машин. Вместо задних сидений ставился короб, в котором размещалось 300 килограмм взрывчатки. Согласно концепции, на дальние дистанции машину вел человек, управление ничем не отличалось от обычного Kettenkrad. Далее машину переводили в режим радиоуправления. Управляли им из специально оборудованного танка Pz.Kpfw.III (funk). Идея выглядела более разумно, хотя и не идеально. Во-первых, kl.Kettenkw. (f.g) получилась довольно высокой машиной, что делало ее хорошей мишенью. Во-вторых, радийное оборудование, уезжающее в один конец - это накладно. По этой причине 300-й танковый батальон, который 3 февраля 1942 года переименовали в 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин (Pz.Abt.300(F.L.)), продолжил эксперименты. К моменту, когда батальон оказался в Крыму, kl.Kettenkw. (f.g) существовал уже в двух вариантах. Помимо радиоуправляемой машины, появилась версия, которая управлялась по кабелю. В кормовой части корпуса крепилась катушка, управляли машиной из укрытия. Такая система выглядела заметно проще и дешевле, хотя тоже не идеально. Дальность действия была более ограниченной, чем у радиоуправляемой машины, а оператор более уязвим. Впрочем, в тепличных условиях использования этими машинами к Крыму риск оказывался небольшим. Итог применения kl.Kettenkw. (f.g) оказался неоднозначным. Не отрицая в целом саму идею, командование батальона прямо намекало на простую истину. В чистом виде Kettenkrad не особо годился для подобных целей. Требовалась специально разработанная самоходная мина, в которой можно было использовать элементы Sd.Kfz.2. Результатом стало создание самоходной мины Sd.Kfz.304, более известной как Springer. Список источников: Panzer Tracts No.14 Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1998
529 прочтений · 2 дня назад
Карманный "Чаффи" Танки привлекают к себе очень широкие слои населения, от самых маленьких до людей преклонного возраста. Особенно когда эти грозные боевые машины ездят. Желающих покататься на танках много, но вот именно чтобы покатушки на танках - это не для каждого. Во-первых, танк имеет ограниченный ресурс, поэтому для покатушек он не особо подходит. Во-вторых, это очень дорого, поскольку иначе на ремонт денег не напасешься. Поэтому вопрос катания на танках каждый решает по-своему. В 2019 году мастерская UFO Garage выкатила на пробу "покатушечные" танки. Впервые их можно было видеть 9 мая в Музее отечественной военной истории. Как оказалось, к подобным машинам есть большой интерес, что привело к созданию проекта "Танкодром". Сейчас эти мини-танки можно видеть в ряде мест, число локаций, где есть "Танкодром", давно перевалило за десяток. На нынешнее 9 мая в Музее отечественной военной истории показали новинку - "покатушечный" легкий танк Light Tank M24. Мини-танки появились давно, их можно встретить в самых разных местах, включая и танковые музеи. Правда, основная их масса получается так себе. Либо на танк совсем не похоже, либо сделано довольно топорно. Тот самый случай, когда, вроде бы, всё очевидно, но далеко не у всех получается. И это при том, что спрос на подобные аппараты есть, и немалый. Подход проекта "Танкодром" оказался идеальным. Для начала, очень ответственно подошли к вопросу внешнего вида танка. Машина хоть и "игрушечная", но есть ряд моментов, которые надо учитывать. Так или иначе, но пропорции танка придется менять, при этом он должен быть всё равно узнаваемым. Кроме того, требуется определенная детализация, чтобы танк не выглядел примитивным. Наконец, требуется обеспечить удобство эксплуатации. Вот со всеми этими пунктами "Танкодром" справился на отлично. Т-34-85 получился похожим на себя, несколько "мультяшным", но это как раз хорошо. При этом даже башня вращается. Деталей вполне хватает, а с попаданием внутрь нет никаких проблем. Подбашенная коробка откидывается вперед, вместе с башней, проёма на крыше башни вполне хватает. Именно то, что надо для покатушечного танка. Не менее важным моментом является вопрос шасси. В движение машина приводится мотором от газонокосилки, для покатушек его вполне хватает. Ходовая часть проектировалась так, чтобы одновременно и обеспечивала необходимые характеристики, включая долговечность, и была похожа на прототип. Кстати, в ходе эксплуатации выяснилось, что нагрузки на ходовую вполне танковые. Помимо Т-34-85, "Танкодром" выпускает и покатушечные СУ-122, также похожие на прототип. Логичным развитием темы является расширение ассортимента выпускаемых танков. Можно сказать, пробным шаром стал Light Tank M24. Форма его корпуса и башни хорошо подходит для подобных аппаратов. Естественно, пришлось несколько менять пропорции, но прототип отлично читается. Одновременно новинка - это и обкатка новых технологий изготовления. Если раньше значительная часть деталей изготовлялась вручную, то теперь для этого используется 3D-печать. Подобный подход упростил процесс изготовления, плюс позволил увеличить детализацию. Те же кормовые фары выглядят у танка вполне убедительно. Еще одним моментом, связанным с новинкой, является ходовая часть. В ходе эксплуатации Т-34-85 потребовалось два раза ее дорабатывать. На Light Tank M24 поставили доработанную ходовую часть. Опорные катки изготовлены из стеклонаполненного полиамида, каретки подвески сделаны сменными. Всё это упрощает обслуживание и увеличивает ресурс ходовой части. Надо сказать, что "Танкодром" продолжает эксперименты по ходовой части. В частности, работы ведутся по различным вариантам гусеничных лент. Связано это, в том числе, с повышением их долговечности. Если данная новинка будет хорошо принята целевой аудиторией, есть смысл и дальше развивать линейку американской техники. Тот же М4А2 по пропорциям отлично подходит для создания "покатушечного" танка. Одним словом, "Танкодрому" есть куда развиваться.
731 прочтение · 2 дня назад
Гибрид двух БТ
Рассказ о колесно-гусеничном танке БТ-2, находящемся в музейном секторе парка "Патриот" В своё время у входа в музея бронетанковой техники, находившемся в Кубинке, был плакат, на котором расписывались правила поведения. Внизу была надпись, которая всё объясняла. Звучала она следующим образом: Кубинка - это праздник, который всегда с тобой! Те, кто занимается матчастью бронетанковой техники, на подобное порой реагируют грустным смехом. Дело в том, что часть экспонатов, ныне частично переехавших в музейный сектор парка "Патриот", получили, скажем так, некоторые изменения...
702 прочтения · 3 дня назад
"Прага" по обмену Бронехника, особенно раритетная, которая стоит в государственных музеях по всему миру - это в принципе больная тема. Так уж повелось, что утащить раритет к себе ума обычно хватает, а вот на его хранение - нет. Причем это равноценно как для военных, так и для гражданских музеев, по данному поводу обольщаться не стоит. По мнению руководящих органов, они же железные, чего им будет. Очень похожая ситуация наблюдается возле Главного Храма Вооруженных Сил РФ. Там есть площадка, которая как бы имитирует поле боя. Туда накидали раритетных образцов артиллерии и бронетанковой техники, которые мало того, что гниют, там по ним еще и пробегаются стада посетителей. Впрочем, есть тут и один, можно сказать, добрый знак. Некоторое время назад на площадке прописался немецкий танк Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-F, оказавшийся здесь по обмену. Танки 5-йи 6-й серии, как еще обозначались Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-F, оказались гораздо более массовыми, чем их предшественники. В первом случае серия составила 275 штук (серийные номера 476-650), а во втором 250 штук (серийные номера 751-1000). Эти две версии суммарно оказались более массовыми, чем их предшественники, вместе взятые. Впрочем, с временем рождения им точно не повезло. Производство этих танков шло в период с января по октябрь 1941 года, большинство из них воевало во второй половине того же года на советско-германском фронте. Всего их получило 5 танковых дивизий, как сформированных с нуля (12-я, 19-я и 20-я), так и воевавших ранее (7-я и 8-я). Свою роль они в успехах немецкой армии, безусловно, сыграли. Обратной стороной медали стали чудовищные потери. По состоянию на 22 июня 1941 года в немецкой армии имелось 772 танка данного типа. А потеряли их за 1941 год 796 штук. Да, больше чем было изначально, поскольку в дивизии шли подкрепления. Такого процента потерь не было больше ни у одного немецкого танка. Причина кроется в их использовании как эрзац-средних танков. Столь чудовищные потери сыграли свою роль в том, сколько таких танков дожило до наших дней. Именно танками, не собранными из разных шасси и кусков, являются всего 4 машины, из них две в России - на Поклонке и в парке "Патриот". Сейчас уже больше, и заслуга в этом мастерской Музея Техники Вадима Задорожного. Появление этих танков напрямую связано со съемками фильма "Подольские Курсанты", посвященному боям на Ильинских рубежах в октябре 1941 года. Pz.Kpfw.38(t) там поучаствовали в полной мере, колонна разбитых немецких танков стала одним из символов тех боёв. Для фильма было восстановлено из кусков три танка - ранний (Ausf.A-B), командирский, с поручневой антенной на корме, и герой данного материала. Восстановили хорошо, особенно с учетом того, как до того выглядели кинотанки. Как бы не ругали иногда "Подольских Курсантов", но планку качества по технике студия "Военфильм" поставила высокую. Теперь уже фанерными "Тиграми" кинодеятели отмахаться не смогут (и уже не могут). Еще одним "выхлопом" фильма стало то, что появилось весьма приличное количество восстановленной техники. В том числи и для продажи/обмена. Это, кстати, норма во всём мире: тот же реквизит Fury много куда продавали, один из снимавшихся там M4A4 ныне стоит в Музее Техники Вадима Задорожного. Так Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-F оказался на том самом поле, по обмену. Каким этот танк был в музее, и каким стал сейчас, можете оценить сами. А теперь представьте, что туда дали бы Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-F из "Патриота". Лишняя демонстрация того, что в подобные места нужно ставить либо танки из кусков, либо макеты. Для стад посетителей равнозначно, для сохранения исторических артефактов нет. Раритеты пусть стоят под крышей. К слову, процесс изготовления таких макетов уже вовсю идет, силами частников. С точки зрения музеев это даже лучше, поскольку демилитаризации они не требуют. Любителям жечь на экспонатах покрышки на заметку.
677 прочтений · 4 дня назад
Сомнительная чудо-броня для английских экспортных танков Броневая защита является одним из важнейших параметров для танков. При этом очень часто создателям бронетанковой техники приходится идти на компромиссы. Поставить на танк корпуса и башни из толстой брони - дело нехитрое, а вот как они после этого поедут, уже другой вопрос. Конечно, на фоне бронемашин, где ограничения по массе были совсем критичными, у создателей танков условия выглядели не такими сложными. Но, тем не менее, часто шли на компромиссы. Либо искали ухищрения, чтобы снизить массу боевой машины при сохранении необходимого уровня защиты. Вопрос весовой культуры бронетанковой техники выглядел критичным и в 20-е, и в 30-е годы. Битва за сотни, а то и десятки килограмм были тогда нормой. Одним из способов достичь необходимого результата стало использование брони с поверхностной закалкой (цементированная броня). Таковая применялась и на английских танках, включая и те, что шли на экспорт. У нас же такую броню, при освоении Т-26, делать не стали, заменив ее на гомогенную. Это привело к утолщению броневых листов до 15 мм, что повлекло за собой и рост массы. Некоторые исследователи этот факт приводят для обоснования своих теорий. Но была ли та самая броня, которую не освоили, чудо-средством защиты? Впервые о том, что англичане используют броню Vickers S.t.a Plat, стало известно из отчета И.А.Халепского, датированного 6 июня 1930 года. Начальник УММ КА возглавлял комиссию, которая ездила в зарубежную командировку и закупала образцы бронетанковой техники. Так вот, указанная броня использовалась для постройки танков для советской стороны. Правда, сам же Халепский пишет, что "советские Виккерсы" были первыми, которые получали броню Vickers S.t.a Plat. Благодаря данной броне толщину листов удалось снизить до 13 мм. Такая броня должна была защищать от пуль винтовочного калибра со всех дистанций, при этом она оказывалась равноценной листам гомогенной брони толщиной 14-15 мм. Vickers S.t.a Plat использовалась на экспортных Vickers Mk.E, и ее действительно не смогли у нас освоить. Ижорский завод, и так испытывавший проблемы с выпуском броневых листов для Т-26, перешел на гомогенную броню толщиной 15 мм. Казалось бы, пора громко кричать про "ничего не умеем, вот это всё". Но умные люди, для начала, смотрят, что же было у первоисточника с бронёй. И вот тут вылезают интересные подробности. Одними из тех, кто покупал Vickers Mk.E, были поляки. Так вот, они ровно так же перешли на своих 7TP с Vickers S.t.a Plat на гомогенную броню. Броню, кстати, польская промышленность делать умела. В 1940 году броневая сталь 7TP получила высокую оценку по результатам обстрела трофейных танков филиалом НИИ-48 в Мариуполе. А теперь внимание, о том, как же работала броня Vickers S.t.a Plat. Наиболее показательным примером ее применения стали боевые действия китайских Vickers Mk.E в Шанхае. Во время боёв августа 1937 года эти танки оказались под огнем японской пехоты. Так вот, фотографии показывают, что та самая цементированная броня, которую у нас не осилили, оказалась хрупкой. При попадании пуль она давала отколы и трещины. Можно, конечно, допустить тот факт, что китайской стороне продали танки с "плохой" бронёй. Но вот в чем загвоздка: ровно из той же брони делались и польские Vickers Mk.E. Башни для их танков делались из цементированной броневой стали толщиной 15 мм. Так вот, на уже упомянутых испытаниях филиала НИИ-48 пулестойкость оказалась ниже, чем у башен 7TP. Особенно плохо дела обстояли со стойкостью узлов соединения, а при снарядном обстреле броня раскалывалась. То есть вела себя ровно так же, как и китайские "Виккерсы". Вот тут и возникает вопрос – а может и не просто так получилось, что у нас не смогли освоить броню Vickers S.t.a Plat? При полученных результатах обстрела у нас бы такую броню просто не приняли. Может и к лучшему, что Т-26 выпускали с «тяжелой» броней. Она себя вела более уверенно, о чем говорят боевые действия в Испании и Китае. В последнем случае Т-26 воевали совместно с «Виккерсами», и те ставились явно ниже. Список источников: РГВА
433 прочтения · 4 дня назад
Челябинский дизельный труженик полей на военной службе
Рассказ о военном варианте трактора Сталинец С-65, новинке мастерской Евгения Шаманского Одной из приоритетных задач для советской промышленности в межвоенный период стало обеспечение производства тракторов. Они были нужны, прежде всего, для сельского хозяйства. Военное использование, в том числе и как артиллерийских тягачей, рассматривалось, но приоритетом являлось народное хозяйство. Кроме того, обычные трактора, что колесные, что гусеничные, для военного использования не особо годились. Они были тихоходными, к тому же, кроме как водителя, они более никого не везли...
422 прочтения · 5 дней назад
Вечер военной истории в Музее Артиллерии С точки зрения военно-исторических мероприятий в России ситуация более-менее благополучная. По крайней мере, проводятся они регулярно, правда, со своей спецификой. Как правило, проходят они где-то за городом, где поспокойнее, нет драконовских ограничений на пиротехнику и прочих вещей, которые омрачают жизнь участником. А вот чтобы провести что-то подобное в городе, тем более его центре - это явление нечастое. Тем не менее, проводится и такое. Ежегодно в мае проводятся акции "Ночь музеев", которые приурочены к международному музейному дню. Проходят они и в России, наиболее активно этим занимаются в Санкт-Петербурге. Там акция централизованная, что весьма удобно и позволяет попасть в разные музеи, где всё разбито на сеансы. Наиболее интересные мероприятия проводятся на заднем дворе Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург. Сдаётся мне, что в минувшую субботу там прошел лучший из "городских" российских военно-исторических фестивалей этого года. Сама по себе концепция мероприятия не выглядит оригинальной. Хорошо известен военно-исторический фестиваль "Времена и Эпохи", который чем-то похож. По крайней мере был похож. Постепенно развитие шло в сторону увеличения тех эпох, которые охватывались. В Питере примерно похожая ситуация, но в пределах одного музея. Причем наблюдается тот самый случай, кого "меньше, да больше" - именно про задний двор музея. Концепция нехитрая: в 6 часов начинается мероприятие, сначала общий смотр, затем проходят активности по площадкам. На смотр, как обычно, набирается толпа народа, причем так, что люди ничего не видят и не слышат. Так что моё почтение тем, кто придумал идею трамбовать эту толпу при помощи милицейского мотоцикла. Только "милиция" и громкая сирена помогает справиться с теми, кто ничего слышать не хочет. От всех фотографов большое спасибо. Без этого общие фото снять бы не представлялось возможности. Смотр в этом году получился внушительным, как, впрочем, и всегда. Основная идея - не поразить публику количеством, а показать разнообразие эпох. И вот тут любому "большому" фестивалю есть чему поучиться. Некоторые исторические эпохи представлены несколькими реконструкторами, но зато есть. В этот раз даже были реконструкторы по китайской армии, причем вполне определенная часть - 36-я дивизия НРА. Это та самая дивизия, которая воевала в Шанхае в 1937 году. Ничуть не менее интересным является основная экспозиция. На территории заднего двора музея, в окружении большого числа экспонатов, появляется немалое число стендов. Они, кстати, в значительной своей части "живые", то есть тут периодически проходят какие-то представления. Самые эффектные - это конные представления по Средневековью, которые проводились в 9 и 11 часов вечера. Поскольку в это время в Питере темнеет поздно, столь позднее время нисколько не помешало. В общем-то, как уже писал, это по сути полноценный военно-исторический фестиваль, только на один день (точнее, с 6 вечера до 5 утра). Много интерактивных площадок, тематические лавки, мастер-классы и прочее. В этот раз брал билет на еще одну площадку, но в итоге так и остался на заднем дворе. Получилось действительно интересно. Так что куда двигать на следующую "Ночь Музеев", вопросов не возникает. Напоследок о грустном. Питерское мероприятие явно стало лучшим в этом году, поскольку организаторы "Времен и Эпох" явно решили пробить днище. Прошлый год, как оказалось, еще не был плохим. XX века не будет вообще, те же 4 площадки на периверии, где самый поздний период - это Отечественная война 1812 года. На Бульварном кольце если что-то и будет, то аниматоры и другие человеки мужественно одетые. Рогоносцы, пардон, ратоборцы "смогли". Учитесь у питерских коллег, как делаются фестивали, а не междусобойчик по эпохам, которые, по большей части, интересны полутора калекам. Отсутствие темы Первой мировой войны в канун 110-летия Первой мировой войны - это прямо заявка на успех.
1,8K прочтений · 5 дней назад
Сомнительная легкость по-немецки
Критический взгляд на немецкие бронемашины семейства leichter Panzerspähwagen Бронемашины уже к концу Первой мировой войны превратились в своеобразных бедных родственников. После появления танков острая необходимость в тяжелых пушечных бронемашинах отпала, особенно на фоне проблем с проходимостью. На этом фоне не стоит удивляться, что у тех же французов самый массовый броневик имел почти в 20 раз меньше объем выпуска, чем Renault FT. У немцев ситуация была не сильно лучше. Многие знают про 20 выпущенных...
547 прочтений · 6 дней назад
Скелет радийного полноприводного Опеля За те более чем 135 лет, что существуют автомобили, они претерпели существенные изменения. В полной мере это касается и военных автомобилей. Как и другая военная техника, они находились на переднем крае прогресса. Например, полный привод массово внедрили именно на военных машинах, гражданские автомобили его получили позже. Вместе с тем, военные автомобили отличались не только передовой конструкцией, но и рядом элементов, которые скорее требовались для просторы. В том числе и простоты изготовления. Немецкую технику времен Второй мировой войны простой назвать сложно. Особенно это касалось "единых" армейских легковых внедорожников. Вместе с тем, некоторые идеи, которые на них реализовывались, являлись примером оптимизации производства. Таковыми можно назвать кузова, которые выпускались для этих машин. Чаще они были не упрощенными, а оптимизированными по конструкционным материалам. В полной мере это касалось кузова фургон (Kfz.17), который выпускался для "единого среднего" автомобиля Horch 901 и его собрата Opel mPI. Одну такую машину сейчас восстанавливает мастерская Вячеслава Лен. Как известно, прямым прародителем автомобиля стали кареты и схожие с ними конструкции на конной тяге. Их изготовлением занимались многочисленные мастерские, которые, по мере роста популярности автомобилей, переходили на кузова для самобеглых экипажей. Этим, кстати, объясняется, почему когда-то существовали сотни фирм, выпускавших машины. Уже в начале XIX века произошло первое массовое вымирание автомобилестроительных фирм. Вместе с тем, так случилось далеко не со всеми. Многие из таких фирм продолжали выпускать не машины, а кузова к ним. Автомобиль тогда имел рамную конструкцию, часто производили только шасси, а за кузовом надо обращаться в кузовное ателье. Ровно такая же ситуация была и с немецкими машинами, особенно военными. Для справки, Horch 901 выпускался только как шасси, никаких кузовов в Цвиккау не производили. И это обычная тогда практика. Те же Stoewer R 180 и Horch 108 ровно так же выпускались в виде шасси, а кузова для них выпускали различные фирмы. Многие из них до того занимались дорогими кузовами для те самых Horch. Впрочем, военный заказ был слегка так побольше, да и кузова отчасти попроще. Типичный кузов для кюбельвагена представлял собой деревянный каркас, установленный на металлическую (или деревянную) основу, далее он обшивался жестяными панелями. Собственно говоря, гражданские кузова также редко тогда были цельнометаллическими. В случае же с Horch 901 Kfz.17 идеология кузова больше напоминала даже не кюбельваген, а автобус. Предшественником данного кузова был Horch 830 R с тем же индексом. Полной копией потомок данной модели не являлся, но с ним было много общего. Причем всё напрямую зависело от производителя. Общее было то, что крыша покрывалась крашеным дерматином, обычное явление для того времени. А также всё тот же деревянный каркас из ясеня, причем даже полы деревянные. А вот дальше были варианты. Кто-то, аналогично Horch 830 R, обшивал кузов досками с нарочито торчащими головками винтов. Часть кузова обшивалась алюминиевыми листами, причем процент использования такой обшивки мог разниться. Что-то ошивалось фанерой. Причем для немецких радийных фургонов такое являлось нормой. Сейчас таких машин почти не осталось. В случае с проектом Вячеслава Лен сохранился деревянный каркас, а также основной объем деталей. Естественно, дерево уже не может быть использовано как есть, но оно пригодилось в качестве образцов. Сейчас уже выстроена общая геометрия кузова, дальше уже можно будет приступить к его обшивке. Причем это уже не просто Kfz.17, а Type 40. У этих кузовов алюминиевые листы уже не использовали. Стало не до жиру, поэтому применяли листы ДВП, ранее именовавшиеся как крагис. Как уже говорилось выше, по конфигурации кузова могли быть варианты. Это не считая варианты исполнению по оборудованию, их было минимум 5. Одним словом, для мастерской есть разные пути для дальнейшего развития проекта.
810 прочтений · 1 неделю назад
Перспективный средний танк от "Шкоды"
Проект среднего танка Škoda T-40, развитие концепции танка TVP Окончание Второй мировой войны совсем не означало, что на этом гонка вооружений прекратится. В полной мере это касалось и мирового танкостроения. Одни страны развивали свои танки, можно сказать, по инерции, вторые старались наверстать разрыв в развитии танков, как это было, например, у англичан. Наконец, ряд стран которые долгое время находились под немецкой оккупацией, перезапускали свои танкостроительные программы. В первую очередь это касалось Франции и Чехословакии...
728 прочтений · 1 неделю назад
Производная от 6-фунтовой пушки под баллистику американской танковой пушки Английское танкостроение вступало во Вторую мировую войну, имея довольно спорную номенклатуру вооружения. Она мало чем отличалась от того, что английские военные приняли на вооружение еще в середине 20-х годов. Разница в том, что на смену 3-фунтовой (47-мм) пушке Vickers пришла 2-фунтовая (40-мм), с более высокими характеристиками пробития брони, но без осколочного снаряда. Также имелась 3,7-дюймовая гаубица, которая вела огонь дымовыми и осколочно-фугасными снарядами. Позже, для тех танков, куда эта система не влезала, разработали 3-дюймовую (76-мм) гаубицу, но она выпускалась ограниченное время и получилась явно не лучше. В 1942 году английские танки стали получать 6-фунтовые (57-мм) танковые пушки. Само по себе орудие получилось хорошим, особенно на фоне 2-фунтового орудия. По бронепробиваемости оно было сравнимо с советской 57-мм танковой пушкой ЗИС-4. Но вот, что интересно: американские военные, которые сначала с энтузиазмом восприняли появление 6-фунтовой пушки, довольно быстро к ней охладели. Уже в 1942 году было решено на те боевые машины, которые получали такие орудия, поставить 75-мм танковую пушку M3. Самое интересное, что вскоре о чем-то похожем задумались и англичане. В результате на свет появилось танковое орудие Ordnance QF 75 mm Mk.V, в основе которой легли идеи 6-фунтовой английской и 75-мм американской танковых пушек. Понимание, что развитие собственных танковых орудий пошло куда-то не туда, английские военные поняли после появления на поле боя "Шерманов". Если Lee и Grant оснащались, первое время, 75-мм орудиями M2, которые имели сравнительно небольшую начальную скорость снарядов, то M3 выглядела совсем иначе. Данная система минимально проигрывала в бронепробитии 6-фунтовке, но при этом имела мощный осколочно-фугасный снаряд. Неудивительно, что Sherman быстро стал главным английским танком. А от танков с 6-фунтовыми орудиями англичане стали избавляться. Вместе с тем, выпускались танки, которые не планировали убирать с производства - Churchill, Centaur и Cromwell. Да и бронемашину AEC Armoured Car тоже не предполагалось "заворачивать". В результате родилась идея разработать на базе 6-фунтовой пушки систему, которая влезла бы на ее люльку, но при этом была равноценной 75-мм пушке M3. В результате на свет появилась система, получившая обозначение Ordnance QF 75 mm Mk.V. Данная система базировалась на технических решениях 6-фунтовой пушки. Люлька, затвор, прицельные механизмы были схожими. При этом длина ствола у OQF Mk.V и M3 чуть отличались. Естественно, чуть отличалась и начальная скорость. Поскольку дульная энергия у новой системы была значительно выше, чем у предшественницы, пришлось ставить однокамерный дульный тормоз. Естественно, это влияло на заметность выстрела, но плюсов оказалось больше, чем минусов. Самое главное, что удалось создать орудие, имеющее три больших преимущества. Во-первых, система влезала в те же башни, которые создавались под 6-фунтовые орудия. Во-вторых, появлялся мощный осколочно-фугасный снаряд. В-третьих, "питалась" OQF Mk.V теми же боеприпасами, что и американская танковая пушка. В дополнение к ним англичане выпускали и свои снаряды. Данное орудие ставилось в английские танки с 1943 по 1945 годы, прежде всего это касалось Cromwell и Churchill. Ставились данные системы и в бронемашины, например, AEC Armoured Car Mk.III. То, что система влезала в те же башни, куда ставились 6-фунтовые пушки, использовали по полной программе. Часть ранее выпущенных Churchill, Centaur и Cromwell перевооружили на новую систему. Нельзя сказать, что OQF Mk.V являлась выдающейся пушкой. Но уж точно самой сбалансированной. Как и M3, данная система была способна поражать тот же Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E в борт, и уж тем более бороться с Pz.Kpfw.IV, главным противником английских танков. Самое же главное, что такая пушка делала танк более подходящим для широкого спектра применения. Особенно что касается поддержки огнем пехоты. Список источников: ЦАМО РФ
Видео
Ролики