Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Париж 1830 года дрожал не от революции, а от страсти одного человека.🔥 Гектор Берлиоз был одержим актрисой Генриеттой Смитсон так, что любовь превратилась в наваждение. Он писал друзьям о смертельной тоске, бродил ночами по мостам и всерьёз продумывал, как достойно уйти из жизни, если она так и не взглянет на него👀 И именно из этой точки боли — не из идиллии, а из отчаяния — родилась идея симфонии, которая перевернёт историю жанра. Когда газета «Фигаро» опубликовала загадочную программу нового произведения, Париж ахнул. Берлиоз придумал пять частей — вопреки традиции — и приписал на полях: «Это не ошибка». В каждой из них возвращалась одна и та же тема: образ возлюбленной, преследующий героя в мечтах, видениях, ночных кошмарах. Названия частей будоражили воображение: Мечты и страсти, Бал, Сцена в поле, Марш на казнь, Сон в ночь шабаша😮 Всем было ясно, кто скрывается за этой историей. Генриетта Смитсон, знаменитая актриса, не замечала Берлиоза, и от этого предстоящая премьера становилась только скандальнее. Успех симфонии был невероятным — публика была потрясена. Но настоящий финал разыгрался за сценой. Генриетта сидела в зале и впервые услышала то, что он не решался сказать словами: страсть, отчаяние, надежду💔 После концерта она подошла к нему сама и пригласила на свидание. Так симфония, начавшаяся с боли, закончилась чудом: через некоторое время они поженились — будто дописали счастливый финал к самой личной музыке Берлиоза. В шапке профиля есть ссылка на бесплатный вебинар «Вся история музыки за полтора часа» - там я много рассказываю таких невероятных историй👆
3 недели назад
🎒 Девочку шести лет приводят в школу. На собеседовании её спрашивают, сколько она знает времён года… 👧 Девочка на минутку задумывается — и уверенно говорит: — Шесть! 👨‍🏫 Директор тактично намекает: — А если подумать?.. Ну, подумай… — Честное слово, больше не помню… Шесть! Директор выразительно смотрит на побагровевшую маму, покашливает — и отправляет их в коридор. Там мама возмущённо спрашивает дочку: — Ну, Лена, и что это было?! 😭 Девочка со слезами на глазах: — Мама, я и правда не помню больше никаких «Времён года», кроме Вивальди, Гайдна, Пьяццоллы, Лусье, Чайковского и Глазунова! Мама: — Лена! А Десятников? А Кейдж?! 🎻 📍 Если хотите, чтобы ваш ребёнок свободно ориентировался в мире классики, приходите ко мне на самую большую распродажу года — будут курсы по истории музыки для всех возрастов от 3 до 99 лет! 💥 Самые большие скидки — только для тех, кто зарегистрируется 👀 Ссылка на регистрацию - в шапке профиля🔝
1 месяц назад
История вальса 💫 «Это разврат! Нельзя заниматься этим дольше 10 минут! Это как эпидемия насморка!» Не поверите, но всё это — о вальсе, самом популярном и долгоживущем танце в мире. Более того, вальс умудрился проникнуть и в классическую музыку: серьёзные композиторы — Брамс, Чайковский, Прокофьев — писали вальсы. И это ещё не всё! Он входит внутрь академических жанров: становится частью сонаты или даже симфонии, а сцены вальса превращаются в лирические кульминации в балетах. ❓Давайте разберёмся, что же такого особенного в этом танце, и кратко пройдёмся по его истории: — какая красивая легенда связана с его рождением, — как он захватил композиторские умы XIX века, — и как выжил в ХХ веке. Легенда о происхождении 🎭 Представьте: 1679 год, Европа охвачена чумой, вокруг страх. И среди эпидемии жил весёлый музыкант по имени Августин. Он ничего не боялся и продолжал распевать свои песни. Упал как-то в яму для мертвецов, заснул, выбрался — и снова пошёл дальше петь. У входа в венский кабак Griechenbeisl до сих пор стоит маленький памятник с надписью: «Здесь пел свои песни милый Августин» Ох, мой милый Августин… 🎶 Это — легенда. А что говорят учёные? 📚 Вальс вобрал в себя менуэт и лендлер. Нельзя назвать точный день и час его рождения — танец появлялся постепенно. Если представить Вену конца XVIII века, что мы увидим? Моцарт пишет цикл из шести маленьких вальсов: он тонко улавливал все музыкальные течения. В «Дон Жуане» в сцене праздника одновременно звучат три танца — менуэт, контрданс и вальс: • аристократы танцуют менуэт, • Дон Жуан и крестьянка Церлина — контрданс, • слуги — вальс. И так вальс шаг за шагом занимает своё место в жизни и музыке. Про историю Вальса я записала отдельный сюжет, там показываю, что происходило с вальсом дальше: https://dzen.ru/video/watch/68dbef71ee08ee57f1c3ff43?rid=252833751.1949.1763645058918.46087&referrer_clid=2314040&
1 месяц назад
Чёрная пятница в мире классики начинается! 🎼🖤 Скидки будут действительно невиданными: стоимость курсов от 1000 рублей! Я не забыла нолик😅 стоимость КУРСОВ, не одного вебинара, а именно курсов будет от тысячи рублей. Но доступ к самым большим скидкам получат не все, а только те, кто зарегистрируется заранее! ⚡️ Количество лотов по скидке тоже будет ограничено, поэтому поспешите зарегистрироваться прямо сейчас! ⏳ Раз в году мы открываем доступ к самым большим скидкам на курсы о классической музыке. 🎶 Это десятки программ, которые помогают слушать классику без скучной теории — через истории, эмоции и личные открытия! ✨ Распродажа будет закрытой и ограниченной — скидки на сайте и в соцсетях вы не найдёте! 🔒 Старт скидок — 28 ноября в 00:00. 🕛 Регистрация уже открыта! ✅ Чтобы получить доступ к Чёрной пятнице и забрать курсы всего по 1000 рублей — переходите по ссылке: https://yuliakazantseva.ru/black_friday?utm_source=dzen&utm_medium=shapka&utm_campaign=black_friday
1 месяц назад
🎼 Как становятся великими композиторами? Давайте посмотрим: Первый вариант — родиться в семье музыканта. Тут Бах самый яркий пример — он родился в семье потомственных музыкантов, и все его родственники были музыкантами, так что выбора у Баха — кем стать, когда он вырастет — просто не было. 🎻 Моцарт, Бетховен — тоже родились в семье профессиональных музыкантов и с детства обучались этому делу. 🎼 Но что удивительно — бОльшая часть великих композиторов НЕ из музыкантских семей! Гайдн — сын каретного мастера в деревне, Шуберт — сын школьного учителя, оперный кумир XIX века Доницетти — вообще сын сторожа. Все они стали композиторами сами, по собственному выбору, хотя это было очень непросто. 🌱✨ А многие знаменитые русские композиторы — из дворян, но им было ещё сложнее стать композиторами. Потому что занятие музыкой у нас в XIX веке не рассматривалось как что-то серьёзное. Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков и Мусоргский стали композиторами во взрослом сознательном возрасте и часто шли против мнения друзей и общества. 🇷🇺🎶 Какой вывод можно сделать? Если ты гений, то не важно, где ты родился — в семье каретного мастера, в семье музыканта или в дворянской семье. Ты всё равно начнёшь писать музыку. ✍️🎹✨
1 месяц назад
🎹 Четвёртый концерт Рахманинова: музыка, которую когда-то не поняли. Самый необычный концерт Рахманинова… Он начал работать над ним ещё в счастливое московское время — в 1914 году. Но потом началась Первая мировая война, Революция, вынужденная эмиграция. Первые годы за границей Рахманинов выступал без остановки, играл по 80 концертов в год — просто чтобы прокормить семью. На сочинение музыки не оставалось ни сил, ни времени. И лишь в конце 1920-х он вернулся к незавершённому концерту и дописал его. 🎵Премьера Четвертого концерта состоялась в 1927 году в Филадельфии, и, конечно, играл сам Рахманинов. Но и публика и критики встретили концерт холодно. А в Советской России его и вовсе объявили примером «буржуазного растления»: писали, что «оторвавшийся от родины художник» потерял творческую силу, и что Четвёртый концерт «нельзя поставить рядом с произведениями, сочинёнными в России». Прошло время — и отношение к концерту поменялось. Сегодня Четвёртый концерт считают одним из шедевров Рахманинова. ❤️А для меня это ещё и пример удивительной человечности Рахманинова: Четвертый концерт он посвятил своему другу, пианисту и композитору Николаю Метнеру. Но если честно, Второй и Третий концерты мне в е равно больше нравятся😉 А у вас какой любимый концерт Рахманинова?
1 месяц назад
✏️ «Родственные души не растут на деревьях!» — Григ в своих письмах Вы только посмотрите, какой у Эдварда Грига лёгкий слог и какое тонкое чувство юмора! Собрала для вас подборку его самых ярких цитат👇 🌿 «Жизнь — это не только радость, но и грусть. Мы должны научиться принимать их обе. Жизнь — как музыкальное произведение: у неё есть свой ритм, мелодия и гармония». 🎼 «В один прекрасный день, когда я сидел на уроке и корпел над ненавистной мне сонатой Клементи, учитель схватил ноты и заставил их описать большую дугу в воздухе. Так как он не мог проделать тот же эксперимент со мной, он прогремел над ухом: “Идите домой и упражняйтесь!”» 🏡 «В эти дни я не знаю, кто я — музыкант или строитель. Каждый божий день я совершаю поход к вилле и обратно. Она поглотила все мои идеи, а массу нерождённых произведений поглотила земля. Когда вы посетите меня здесь, вам стоит лишь копнуть землю — и из недр её хлынут норвежские оркестровые и фортепианные пьесы! То, что они будут выглядеть как редиска, картошка, морковь, — не должно вводить нас в заблуждение». 🌄 «Если бы ты был здесь! Воздух такой лёгкий, что чувствуешь себя пёрышком. Здесь я преуспеваю в ловле трески, а музыкальные идеи, которые я порой вылавливаю, к сожалению, слишком часто напоминают эту благородную рыбу». 🎻 Григ — Чайковскому: «Мы должны повидаться — где бы то ни было: в России, в Норвегии или ещё где-нибудь! Родственные души не растут на деревьях!» 🍿 Сегодня выкладываю тут в Дзене длинное видео о Григе - рассказываю о трагических события в его жизни и как несмотря ни на что он оставался таким прекрасным человеком.
1 месяц назад
Без заказов, без концертов… Николай Метнер (1880–1951) не умел быть удобным. Он не писал «по моде» и не стремился нравиться публике. Когда вокруг царили шум и авангард, он оставался верен классическим идеалам и гармонии — и всё чаще оставался один. Без заказов, без концертов, без денег. В эмиграции — сначала в Германии, потом в Англии — он жил впроголодь, давал редкие уроки, сочинял по ночам в холодной комнате никому не нужную, как казалось, музыку. Но был человек, который верил в него — Сергей Рахманинов. Он помогал материально, хлопотал о публикациях, убеждал издателей не забывать о Метнере. Рахманинов даже посвятил ему свой Четвёртый фортепианный концерт. ✏️В одном из писем Рахманинов писал: «Метнер — величайший композитор нашего времени». И всё же публика оставалась холодна. Метнер уже почти смирился с этим, когда случилось чудо…💫 Как в сказке, в его жизни появился добрый покровитель — индийский раджа из Мейсура, меломан, очарованный его музыкой. 💸Раджа финансировал запись всех сочинений Метнера и помог создать Фонд его имени — чтобы музыка жила. Так композитор, которого не поняли современники, всё же получил право быть услышанным. Поздно — но по справедливости.
1 месяц назад
💰Сколько зарабатывал учитель музыки в XIX веке? Сейчас расскажу и вы очень удивитесь. Но это история не про рядового учителя - а про знаменитого Джона Фильда, у которого, среди многих других, учился и наш Михаил Тврнович Глинка. Когда ещё был жив Моцарт, а Бетховену было всего двенадцать лет, в Дублине родился мальчик Джон — которому было суждено стать самым любимым и популярным композитором в России XIX века. Вот они — удивительные повороты судеб! Именно музыку Фильда играли все тургеневские барышни, на ней вырос Лев Николаевич Толстой. Именно Фильду суждено было стать учителем Михаила Глинки. Именно Фильд придумал один из самых популярных жанров — ноктюрн. Джон Фильд родился в 1782 году в Дублине. Когда отец — скрипач, а дед — органист, шансов нет: ты тоже станешь музыкантом. В девять лет Джон дал свой первый сольный концерт. В следующем году семья переехала в Лондон, где Фильд стал учеником Муцио Клементи — знаменитого соперника Моцарта, успешного композитора и бизнесмена. Клементи держал магазин фортепиано, и юный Джон не только учился, но и работал там продавцом-демонстратором. В 1802 году, в двадцать лет, Фильд отправился в европейское турне. Он выступал в Париже, затем в Вене. А в 1803 году Клементи и Фильд прибыли в Санкт-Петербург. В год рождения Глинки — 1804-м — Джон Фильд дебютировал в Петербурге. Вскоре он завоевал славу лучшего пианиста и педагога столицы. Обрусел, женился на своей ученице-пианистке, у них родились дети, которые тоже выбрали музыку своей профессией. Позже у Фильда была связь с оперной певицей — и дети от этого союза пошли по вокальной линии. Фильд был успешен и как композитор, и как педагог. Большую часть доходов он получал от богатых учеников — занимался только со взрослыми и состоятельными людьми. В Российском национальном музее музыки хранится письмо Джона Фильда на французском языке отцу одного из учеников: «Господин, вы мне должны за 14 уроков — это составляет 140 рублей. Если бы вы смогли дать мне эту сумму, вы бы сделали меня бесконечно обязанным. Искренне ваш, Д. Фильд». Для сравнения: корова тогда стоила около 30 рублей — то есть это больше годового жалованья скромного чиновника. Ходили слухи, что он требовал, чтобы к его урокам подавали бутылку охлаждённого шампанского, носил роскошные шубы и вообще любил красивую жизнь. Глинка о Джоне Фильде: «Хотя мне и не посчастливилось слышать его игру слишком часто, я отчётливо помню его энергичное и в то же время утончённое и чёткое исполнение. Мне казалось, что он даже не нажимал на клавиши — его пальцы просто падали на них, подобно каплям дождя, и скользили, как жемчужины по вельвету». Джон Фильд стал создателем ноктюрна и открыл путь к «Песням без слов», «Экспромтам», «Балладам» — стал родоначальником пьес, предназначенных для выражения внутренних, личных переживаний. В 1832–1835 годах Джон Фильд совершил большое турне по Европе: выступал в Лондоне, Париже, Брюсселе, Лионе, Милане и других городах. В 1835 году, в возрасте 52 лет, он вернулся в Россию, а в 54 года ушёл из жизни, похоронен был в Москве.
254 читали · 1 месяц назад
Заглянем в школьный дневник Баха? 📍История про то, как Бах учился в школе. Бах же не сразу стал великим композитором, ребенком тоже был и в школу ходил. К сожалению, счастливое детство у Баха закончилось в 10 лет, когда он остался сиротой и поехал в город Ордруф жить в семье старшего брата. Там 10-летний Бах и пошел в гимназию. Школьных дневников в то время не было, а то было бы интересно в них заглянуть! 📚Но известно, что в школьной программе серьезно изучали латынь. Бах потом свободно читал труды римских философов. Кроме латыни в расписании были арифметика, риторика, грамматика и география. Но на первом месте, конечно, богословие и музыка! Минимум пять часов в неделю музыкальных классов. 🚶В 15 лет Бах пешком дошел до города Люнебурга, чтобы продолжить учёбу в гимназии, где ему предлагали бесплатное место. Бах отучился в Люнебурге ещё два года. На этом его школьные годы и закончились. Учиться в университете Бах не мог себе позволить, денег на это не было. Он мечтал, что его дети закончат университет, и свою мечту он выполнил. Сам же Бах всю жизнь занимался самообразованием. Просто поражает открытость Баха всему новому👏 Он изучал и переписывал произведения современных ему композиторов: Вивальди, Куперена, Марчелло. За пределы Саксонии он не уезжал, интернета тоже не было, а Бах умудрялся всегда быть в курсе самых свежих музыкальных событий. Я очень хочу брать пример с Баха — постоянно открывать новое, учиться новому и вдохновляться на новые свершения. В этом ведь и есть секрет молодости, как мне кажется😇
1 месяц назад
"О женщины! 💔Имя вам - непостоянство" - так мог бы воскликнуть Шопен. 💌Покажу вам  письмо 1838 года, которе написала Шопену Жорж Санд, его возлюбленная: "Люби меня, мой ангел, мое дорогое счастье. Я люблю тебя. Если бы Господь послал мне через час смерть, я бы не стала роптать, потому что вот уже три месяца длится ничем не омраченное упоение" А теперь взгляните на последнее письмо Жорж Санд Шопену. Прошло девять лет с начала их отношений.  Теперь Шопен настолько болен, что с трудом передвигается, не может поднятся по лестнице себе в квартиру, его заносят на руках. Его мучает кашель и удушье, он вынужден отказаться от уроков и сочинения. Жорж Санд ему пишет: 📨 «Прощайте, мой друг, желаю вам быстрого выздоровления от всех ваших недомоганий, на которые я надеюсь, а я буду благодарить Бога за  развязку нашей девятилетней дружбы. Сообщайте мне иногда о себе. Возвращаться к остальному бесполезно» 🪦Шопен умер от туберкулеза в 39 лет. Жорж Санд, которую он так любил, не было рядом в его последние часы. На похороны она тоже не пришла, потому что была занята  -  отдыхала в загородном поместье и увлеклась новыми отношениями. Откуда в музыке Шопена столько боли? А сколько раз ему разбивали сердце, выражаясь романтическим языком?
1 месяц назад