Все о вокале: пение, преподавание, хобби.
497
подписчиков
Евгения Ордина, вокальный эксперт международного класса. …
НАСТОЯЩАЯ ПРИЧИНА ВОКАЛЬНЫХ НЕУДАЧ
Меня здорово озадачивают некоторые ваши комментарии на мои предыдущие статьи, друзья. С другой стороны, стало понятно, почему у некоторых из вас долгое время существуют проблемы, мешающие получать удовольствие от пения. Давайте разберемся по порядку. 1. Когда не получается спеть какие-то ноты (иногда даже весьма конкретные). Дело то ведь не в нотах? А в том, что ваш голос по какой-то причине саботирует определенный участок диапазона и “плохо себя ведет” там. Отсюда вопрос: в чем причина? Ведь не...
МОЯ НОВАЯ КНИГА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОКАЛА
У меня большая радость: буквально на днях на площадки интернет-магазинов поступила моя новая книга - Третья часть “Записок вокального тренера”. Так получилось, что в течение трех последних лет последовательно вышли в свет три книги одной серии, в которых я рассказываю о своей практике в работе с современными вокально-техническими приемами. Там и размышления на тему, и мои инсайты, и удивительные случаи, и практические примеры, и подробные объяснения “как, зачем и почему”, и многое другое. Речь в...
НЕМНОГО ОБ АКУСТИКЕ ЗВУКА
Честно говоря, тема акустики и резонанса - самая сложная для объяснений. Начнем с того, что среди нашего брата, в основном, гуманитарии. А предмет разговора, по большей части, относится к различным разделам физики... Я еще хорошо помню тот период своей профессиональной жизни, когда прочитав или услышав от кого-то слово “форманты” я говорила:”Ой, фсе!” В глубине души я понимала, что чаша сия меня не минует, и надеялась проскочить. Не вышло! Не буду утомлять вас научными подробностями, кому интересно углубиться в предмет - есть прекрасные исследования в этих областях...
РЕАЛИТИ-ШОУ. СЕДЬМОЕ ЗАНЯТИЕ
Пришла пора соединять разрозненные фрагменты песни. Это всегда самый сложный этап, потому что в любой песне есть более простые, и более сложные участки. И их соединение, переходы - пожалуй, самая трудная история. Потому что сложность тут в том, что простые фрагменты выполняются на одном вокально-мышечном ощущении, а более сложные - на другом. Мы не можем наш голос увидеть, не можем его потрогать - можем только почувствовать. И вот тут имеет значение, насколько у нас наработаны эти самые ощущения и можем ли мы по своему желанию их поменять...
ЧТО КОМУ ДОЛЖЕН ПЕВЕЦ?
Чем больше я углубляюсь в изучение биомеханики и физиологии голоса, тем большую уверенность чувствую относительно того, с каким удивительным феноменом нам приходится работать! И тем крепче моя уверенность в том, что певец должен только одно: делать все возможное, чтобы сохранить и преумножить возможности своего голоса. Весь остальной бред вроде того, что бедный певец должен - длинный список “долгов” - результат малой компетенции тех, кто этот список составляет. На самом деле, это педагог должен...
ГЛАСНЫЕ И "МАЛЕНЬКИЙ РОТ"
Напомню, что то, о чем я пишу здесь - это никакие не постулаты, это мой опыт и знания, которые на этом самом опыте я отрабатываю со своими студентами. Опыт результативный, поэтому делюсь. По поводу трех отделов - мне так проще сегментировать работу и проще рисовать студентам схемы, проще отрабатывать те или иные приемы и объяснять их взаимозависимость. В общем, в моей Вселенной голосовой аппарат имеет 3 важных отдела: зона гортани (внутренний контур), зона глотки (внешний контур) и рот (выход)....
РЕАЛИТИ-ШОУ. ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ
На этом занятии я поставила цель “раскричать” Александру. У начинающих певцов, наряду с кучей невыявленных проблем в биомеханике голоса, присутствует глубинный страх перед звучанием своего голоса. Не у всех, но у подавляющего большинства. Они тупо боятся громких звуков. На эту боязнь накладывается страх сорвать голос на упражнении. И, если первый страх - дело житейское, то второй - вполне реален, потому что если кричать дурниной - фонотравма вполне реальна. Поэтому всем, кто будет смотреть этот...
ВОКАЛЬНЫЕ И РЕЧЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ
В современной вокальной педагогике они называются АТТРАКТОРЫ, собственно, иначе можно обозначить их как паттерны - смысл явления от этого не поменяется. Попросту говоря, любой начинающий исполнитель приносит в вокальный класс не только свой голос, но и вокально-мышечные привычки, врожденные или приобретенные. Многие из них напрямую зависят от речевых привычек человека, который в процессе жизни привык произносить те или иные гласные определенным образом: у кого-то слишком “глубокая” А, у кого-то слишком “прижатый” И - и так далее...
РЕАЛИТИ-ШОУ. ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ
Ну что сказать... Высокий регистр, что называется, “встал колом”. Изначально я планировала вывести Александру в этом фрагменте песни на микст. Для чего, собственно, мы и готовились, отрабатывая более толстый тип смыкания голосовых связок и разбираясь с поддержками. Сегодня хотела дать ей Ring, чтобы отработать звонкость, которая “помогает” сохранять плотность и проекционность звучания на высоких нотах, не давая голосу “свалиться в затылок”. Но с самого начала все пошло не так, и до “звонкости” мы...
ПОПАДАНИЕ В НОТЫ - ПОЧЕМУ?
Вот хорошие вопросы: почему кто-то попадает в ноты, а кто-то - нет? Является ли непопадание в ноты главной проблемой исполнителя? Нужно ли работать над попаданием в ноты? Обязательно ли вокалисту знать сольфеджио? Хотела придумать еще пятьсот вопросов на эту тему, но, думаю, достаточно, чтобы у какого-то количества людей взорвался пукан по поводу посягательства на святая святых - интонацию. Я решила поднять эту тему по причине того, что в моей практике проблема “пения по соседям” решена. То есть, я точно знаю, почему человек не попадает в ноты и как с этим работать...
РЕАЛИТИ-ШОУ. ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ.
Пока мы продолжаем следовать изначально выбранной стратегии. Александра активно тренирует твёрдые атаки и толстое смыкание, первый куплет у нее уже звучит совсем иначе. Благодаря локализации (контроля метонахождения) голосовых связок ее звук стал более устойчивым, уже может продолжаться более долгое время. Но у нас впереди высокий регистр во втором куплете, и там того, что сейчас находится в процессе тренировок - недостаточно. Высокие мощные звуки относятся к категории “сложных”. Так они определяются вовсе не потому, что их сложно петь (хотя и это тоже)...
ТРЕТЬЯ ПРОБЛЕМА, МЕШАЮЩАЯ СДВИНУТЬ СВОЙ ВОКАЛ С МЕРТВОЙ ТОЧКИ
ПРОБЛЕМА 3 Избирательное коллекционирование. Я называю это «Создание Франкенштейна». Помните, у Гоголя в «Женитьбе»: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась.» Именно так многие подходят к вопросу поиска содержания своих методик преподавания.В комментарии к предыдущему посту «Проблема 2» одна из моих подписчиц...