Найти в Дзене
Зарегистрированная страница
Три версии битвы на Калке. Вариант третий: от ворот поворот
Геополи́тика — научная область, занимающаяся изучением зависимости внешней политики и системы международных связей государства от сочетания географических, исторических, политических и иных факторов в представлениях политической элиты и других социальных слоёв. Само собой разумеется, в Средневековье такого понятия не было и в помине, но это совсем не означает, что процессы, протекавшие в географическом пространстве Европы, отличались от приведённого выше определения. У нас есть все основания утверждать,...
4 дня назад
Римские легионеры из Пермского края? Продолжая разбирать головоломки археологических находок, расскажу об очередном интересном случае. Археологи Пермского университета в процессе раскопок Мокинского могильника обнаружили высшую награду римского легионера — фалеру из халцедона. Медали в Риме делали из металла и из камня, причём последний вариант изготавливали в единственном экземпляре. Другими словами, награда предназначалась лучшему из лучших и вполне вероятно была вручена лично императором. Судя по лику на камее, награда принадлежит эпохи Калигулы. Обычно на медалях из камня изображали римских божеств, что и понятно. Но в эпоху императоров Юлиев-Кладиев получила распространение мода вырезать на аверсе лики родственников правителей. Найденная фалера несла на себе изображение младенца. Учёные предполагают, что так Калигула совместил портрет рано умершего брата с ликом Амура. Была у него такая страсть — совмещать портреты родственников и божеств на медалях. Уникальную в своём роде награду и раскопали археологи в одном из множества мокинских курганов. В нём оказался захоронен мужчина, лежащий на спине с востока на запад, вместе с длиннолезвийным мечом и другими атрибутами воина. Дно могилы по сарматскому обычаю было посыпано известью. Надо полагать, что необычная для этого региона находка совершенно вскружила голову исследователям. По-другому объяснить одну из их версий трудно. Одним из предположений стало объявление похороненного в кургане... коллекционером. По версии некоторых историков, сармат не мог никаким другим способом получить камею-медаль и меч предводителя, кроме как купить. Интересно, а мысль о том, что в те времена погребальные обычаи соблюдались свято, в голову им не пришла? Кастовые и племенные традиции чтились порой ценой жизни и смерти. А тут «похороните меня с моей военной коллекцией»? Особенно изумляет то, что в научных спорах проклюнулась история о привлечении римлянами целой армии сарматов для службы на Оловянных островах (Британские острова). Вспомнили даже, что это могло послужить созданию легенды о короле Артуре. А медаль, значит, купил? Вместе с мечом — оптом? Странная логика. Следует отдать должное научному сообществу Пермского края, не все смешали воинов и торгашей древности, нашлись такие, кто выдвинул версию о принадлежности захоронения воину. Смело. Сарматы в период своего расцвета заняли место элиты в степных этносах от Дуная до Аральского моря. Естественная экспансия восточных кочевых народов в Европу наткнулась на римские провинции, кои успешно и часто грабила. Римляне давно усвоили, что проще и дешевле нанимать воинственных соседей на службу, чем нести колоссальные затраты на войны и восстановление после набегов. Сарматы, само собой, также нанимались на службу в римские легионы в качестве тяжёлой кавалерии. Бытует небезосновательное мнение, что именно от сарматов римляне переняли новый род войск, названных впоследствии катафрактарии, то есть всадники и лошади, закованные в броню. Тяжёлая кавалерия сарматов смогла победить скифскую конницу и на долгое время стала эталонной, получив развитие во многих странах и разных эпохах. Почему бы некоторому количеству воинов-сарматов не оказаться значительно севернее своих привычных степных просторов? Вариантов можно предложить массу. И снова можно вспомнить немодный нынче тезис о едином военно-политическом пространстве евразийской степи и лесостепи, как минимум от Дуная до Южного Урала, чему есть упоминания и у древних историков. В таком случае многие эпизоды нашей истории предстают не разрозненными случайными событиями, а звеньями одной исторической цепи. Может, пора? Продолжение следует... Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия. Рекомендую вам мои книги: «Скифы — белые кочевники Евразии» /«Тайны древнего мира» / «Интересная археология. Артефакты, меняющие историю». Каталог публикаций моего канала в Яндекс Дзен: Добро пожаловать или посторонним В. Текущая политическая ситуация в мире, комментарии к самым важным событиям — в моём сообществе ВКонтакте «Великая Евразия».
2 недели назад
Загадка савроматского клада Насколько же в историографии древности всё условно, всё на тоненького, с допущениями, обобщениями, практически всё, что нам известно, имеет статус «так договорились в научном мире», а потому не может претендовать на единственно возможную истину. Зачастую археологические находки подтверждают этот тезис, ставя в тупик привыкших к профессиональным ограничениям учёных. Вот один из таких примеров с раскопок савроматских курганов. Сотрудники института археологии РАН России работали на раскопках курганного комплекса «Высокая Могила — Студеникин Мар» в Оренбургской области. Этот обширный некрополь, датированный IV — началом III века до нашей эры, простирается на километры вдоль левого берега реки Урал и состоит из нескольких десятков захоронений. Трудно себе представить, что у исследователей было свободное время вне напряжённого плана работ, но ведь как-то пришла им в голову шальная мысль обследовать межкурганное пространство? Обычно этим никто не занимается, увлечённо раскапывая могилы древних вождей, считавших, что их прах будет покоиться до скончания мира при благоговейном почитании потомков. А тут вдруг ни с того ни с сего решили раскопать, потратив и так ограниченные ресурсы. Надо признать, что их энтузиазм и интуиция были более чем щедро вознаграждены. Поначалу им стали попадаться металлические фрагменты: куски железа, бронзовые псалии от уздечек и драгоценные орнаментальные таблички. Однако это было лишь начало. Археологам повезло наткнуться на искусно скрытый тайник, в котором бережно хранились множество удивительных артефактов — железные удила и пряжки, детали уздечной гарнитуры, бронзовые и костяные украшения узды, бронзовые налобники для лошадей, огромное количество украшений. Не зная, что и думать по поводу нестандартной находки, археологи решили назвать клад ритуальной ямой. Вопросы «почему в стороне от кургана» и «что за странный обряд» отложили на потом, то есть выбросили из головы. Следовало для начала ответить на более острые и приоритетные вопросы: как в тайник попали предметы, нехарактерные для этих мест? Следует отметить, что схожая дилемма мучила многих творцов отечественной исторической школы, начиная с основателя Миллера. Выход был найден, поразительные артефакты тогда решили признать за награбленное, ну не могли же кочевники сами в походных условиях заниматься столь тонкой, филигранной работой?! С тех пор так и повелось, найдут очередные шедевры и объясняют «купили», «награбили» или мудрёное «работа захваченных в плен иноземных мастеров». До сих пор всех устраивало, но не в этот раз. Вероятно, находясь под влиянием потрясения чудесным образом обретённых сокровищ, учёные кинулись искать ответы, напрочь забыв о заученных ещё в ВУЗах шаблонах. Многие из удивительных артефактов больше походили на изделия мастеров Донского региона, Северного Причерноморья и Кавказа. И главное, подобная находка уже попадалась археологам в этом же комплексе. Тогда исследователи робко предположили, что это работа рук скифских мастеров, но тут же оговорились — предположительно. И вот опять. Поневоле призадумаешься. Под давлением обстоятельств неодолимой силы археологи с трудом вынуждены были признать наличие тесных связей между географически удалёнными друг от друга степными сообществами, что явно свидетельствует о определённой степени консолидации племён. Да неужели! Таким образом рассуждая, можно дойти и до признания единого военно-политического пространства евразийских степей на определённом этапе развития истории. А это табу. Другими словами, придётся поломать голову в поисках размытых формулировок. Продолжение темы, начало читайте в посте "История кубанской амазонки рассказанная греком". Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия. Рекомендую вам мои книги: «Скифы — белые кочевники Евразии» /«Тайны древнего мира» / «Интересная археология. Артефакты, меняющие историю». Текущая политическая ситуация в мире, комментарии к самым важным событиям — всё это можно найти в моём сообществе ВКонтакте «Великая Евразия».
2 недели назад
Шлем Александра Великого (Невского) В день памяти (6 декабря) святого благоверного великого князя Александра Невского будет весьма кстати вспомнить о деяниях его и снова отметить неоценимый вклад князя-воина в существование государства Русь. Об этом многое сказано и написано, в том числе мной в статьях: Александр Невский. Два варианта одной истории (часть 1) / (часть 2, глава 1) / (часть 2, глава 2) / (часть 2, глава 3) // Крестовые походы на Русь. Первый удар / Тайна битвы на Чудском озере // Поход Александра Невского в Заполярье. И тем не менее, думаю, что написанного недостаточно для такой фигуры, как Александр Ярославович. Его образ был ценим всеми государями российскими, а почести, воздаваемые ему, трудно сравнить с кем-либо ещё. Не мудрено, что вокруг такой личности создалось множество легенд и мифов, некоторые из них не стоит и рассеивать, некоторые стоит прояснить. Например, принадлежал ли экспонат Оружейной палаты, известный как «шлем Александра Невского», действительно великому князю? На волне патриотических настроений и интереса к истории, пробудившихся в обществе XIX века, дошла очередь до переписи ценностей Оружейной палаты, где одним из наиболее ценных артефактов считалась «шапка ерихонская» (илл.№1). Со слов первого директора учреждения, устные легенды о принадлежности шлема Невскому ходили из уст в уста давно, а впервые зафиксированы они были письменно как раз в 1826 году. Меж тем, историкам доподлинно неизвестно, кто первый хозяин доспеха, но эксперты утверждают, что шлемы такого типа относятся к XVI-XVII векам, а не к XIII веку. Головной убор явно восточной работы, на что указывает золотая вязь на его верхней части, возможно, турецкий XVI-XVII веков. В 1621 году знаменитый русский мастер Никита Давыдов получил задание изобразить на тулье шлема короны с крестами, добавить несколько декоративных накладок, а плоскость наушей заполнить сложным растительным орнаментом. В результате блестяще выполненной работы шлем получил законченный вид, известный поныне. Подобных шлемов в царской оружейной палате несколько, но этот наиболее выделяется из общего числа. И выделяли его, прежде всего, российские правители, что подкрепляло версию принадлежности головного убора великому воителю русскому. Менее известен ещё один шлем, приписываемый Невскому, — «шапка деисусная» (илл.№2). Специалисты его относят к середине XIV века, и хотя, кроме устных преданий, других источников, подтверждающих версию, также нет, древность доспеха наиболее подходит к эпохе Невского. Как, впрочем, ещё один найденный в 1808 году экспонат, получивший известность как шлем Ярослава Всеволодовича — отца Невского (илл.№3). Эксперты в один голос говорят о соответствии шлема той эпохе, потому можно допустить, что доспех защищал голову великого князя Всеволода. И всё же на государственном уровне используется как символ именно «шапка ерихонская», ведь никем не доказано обратное! Пусть так и остаётся. Почитаемый князь, сохранивший государство Русь в один из самых трудных периодов истории, скончался 14 ноября 1263 года по дороге из столицы Золотой Орды, а похоронен (первоначально) во Владимире 23 ноября (по старому стилю) 1263 года. Перед смертью князь принял монашеский сан, чем положил устойчивую традицию для многих правителей династии Рюриковичей. Стоит пару слов сказать и об одном из его сыновей, московском князе Данииле Александровиче. Он по праву может считаться продолжателем дела отца. Благодаря его усилиям окрепло Московское княжество, создав фундамент для деяний внука Невского Ивана Калиты. Даниил, как и его отец, перед смертью принял постриг и был канонизирован. Вечная память и искренняя благодарность потомков Великому князю Александру Невскому! Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия. Рекомендую вам мои книги: «Скифы — белые кочевники Евразии» /«Тайны древнего мира» / «Интересная археология. Артефакты, меняющие историю». Текущая политическая ситуация в мире, комментарии к самым важным событиям — всё это можно найти в моём сообществе ВКонтакте «Великая Евразия».
2 недели назад
История кубанской амазонки рассказанная греком Греческий юрист, служивший Риму при Марке Аврелии, прославился благодаря сборнику книг о военном искусстве «Стратегики», а также легенде о Тиргатао — савроматской амазонке, развязавшей войну между государствами за свою поруганную честь. Конфликты из-за женщин не были редкостью в древнем мире, я уже приводил несколько подобных примеров в статье «Беспощадная любовь в легендах и мифах». Синдский царь по имени Гекатей страстно любил меотянку Тиргатао, но, как часто это случается в политике, «не могут короли жениться по любви». Будучи низвергнутым со своего трона, он имел счастье вернуться в царские покои благодаря поддержке боспорского тирана Сатира. Который, в свою очередь, был настолько добр, что выдал за Гекатея свою дочь, вероятно, имея в виду будущее наследование Синдики своими внуками. По понятным причинам, Гекатей не имел возможности отказаться от предложенного своим благодетелем брака. В то же время он очень любил меотку и, движимый самыми лучшими побуждениями, не решился её погубить (как того, видимо, требовал договор с Сатиром), а заточил вдали от людей в крепкой башне. Облагодетельствованная таким неожиданным образом Тиргатао вместо предполагаемой благодарности обвела вокруг пальца стражу и сбежала в родные степи. Здесь можно с известной долей уверенности предположить, что подобному бесчестию она предпочла бы смерть, но уж коли не случилось, приложила все усилия, чтобы осуществить месть. Избегнув облав и поисков коварных недоброжелателей, отвергнутая невеста спустя время смогла вернуться к своему народу — иксаматам. Отец её к тому времени уже почил, а правил народом совсем другой вождь. Тут бы ей и сдаться на милость судьбы, но Тиргатао не зря считается одной из легендарных амазонок. Она сумела сначала занять ложе близ вождя своего народа, а затем умудрилась настроить окружающие племена к войне. Собрав под своим предводительством многие народы Меотиды, Тиргатао разорила Синдику, а также причинила существенный вред Боспорскому царству. Противники её вынуждены были просить мира, а Сатир даже дал в заложники своего сына Метрадора. Воинственная меотка, насытив жажду мести, приняла мир, но её противники, примирившись, не сдержали клятвы. Благодаря боспорскому царю Сатиру, можно примерно датировать описываемые события между 433 и 389 годами до н.э. А утверждение о боспорско-синдско-меотской войне встречает доверие у учёных, по сохранившимся археологическим и письменным памятникам имеющим представление о тех временах. Кочевья иксаматов, как полагают исследователи, располагались на правобережье Кубани до Танаиса (Дона). Судя по имени гордой меотки, она принадлежала к скифскому этносу. Активное участие женщины в политике и войне и географическая привязка именно к Азовскому морю явно указывает на наличие у окружающих народов соответствующих традиций, что характерно для савроматов. С именем этой племенной группы связаны легенды о происхождении их от брака скифских юношей с амазонками. Для неё характерно высокое положение женщины в обществе и даже право наследования по женской линии. Лукьяшко С. И. в своей работе приводит аналитические данные о принадлежности иксаматов-язаматов к более ранней скифской культуре (сарматов в тот период на Танаисе ещё не было) и одним из характерных признаков выделяет высокое положение женщин, на равных правах с мужчинами участвовавших в управлении и войнах. Как раз в этой полосе евразийских степей вплоть до Южно-Сибирских регионов находят многочисленные захоронения женщин-воинов. Это наше наследие! И нам неплохо бы знать его, хотя бы в самых общих чертах. Любая национальная идея базируется на истории нации и государства. Продолжение следует... Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия. Рекомендую вам мои книги: «Скифы — белые кочевники Евразии» /«Тайны древнего мира» / «Интересная археология. Артефакты, меняющие историю». Текущая политическая ситуация в мире, комментарии к самым важным событиям — всё это можно найти в моём сообществе ВКонтакте «Великая Евразия».
3 недели назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала