О восприятии телесном и чувственном. Я долго пыталась ответить себе на вопрос, что первичнее — восприятие тела или восприятие чувственное, которое и рождает реакцию, в том числе телесную, на импульс. Ниже будет небольшой — я надеюсь — поток сознания на заданную тему. Можете считать это черновиком будущей статьи, которую я напишу, когда... Ну, когда-нибудь. Итак. Коль скоро наша основная задача, как актёров, — изменить своё восприятие так, чтобы оно стало таким же, как у персонажа, и, как следствие, дало не такую, как у нас, связку "импульс–реакция", — то, возможно, не так уж и важно, что именно в деталях происходит с телом, когда мы только берёмся изучать пространство персонажа. То есть когда мы только пробуем поставить между собой и миром ту призму, которая поменяет наш привычный взгляд на вещи. Надо только отметить первичную реакцию тела на придуманное пространство. Причём эта реакция, скорее всего, будет простой и упираться в одну из сторон какой-либо дихотомии: отстранение-приближение, напряжение-расслабление, расширение-сжатие. И уже затем, когда мы будем изучать новое восприятие, не упуская из виду образ пространства, через которое мы теперь взаимодействуем с миром, тело будет само уточнять, как оно существует в заданных условиях. И нам останется это заметить, проверить и принять. При этом наблюдение за телесной реакцией не должно вставать на первый план — иначе оно превратится в делание, а техника как раз деланию (действию) и противостоит. Чем пристальнее мы за чем-то наблюдаем, тем больше начинаем анализировать, ум начинает паниковать в попытках найти правильное решение, путается в множестве вариантов — и мы вдруг теряем непосредственность, которая нам нужна. Поэтому нам необходимо вскользь замечать то, что с нами происходит, и, уловив что-то новое, тут же зафиксировать это, очень скоро переместив своё внимание в другое место, чтобы не спугнуть самих себя излишним самоанализом и эмоциональной вовлечённостью. И если первичной реакции тела на пространство мы вполне можем доверять, то первичной чувственной реакции — нет, потому что она, скорее всего, будет основана на наших стереотипах о том, что мы себе представляем, и на наших ожиданиях от самих себя. Если, допустим, мы представили болотную воду, стекающую по стенкам нашего высокого — но не слишком широкого — пространства, наше тело захочет отстраниться, а наши чувства в первую же секунду сократятся до, например, одного только отвращения, потому что мы знаем: болотная вода — это что-то грязное, неприятное, плохо пахнущее. И мы можем принять, что тело отстранилось от пространства, стало занимать меньше места. Но отвращение мы должны проигнорировать, чтобы внимательно изучить окружающий мир через болотную воду, и "через" — важное слово: зачастую мы начинаем как-то относиться к самому пространству, а не к тому, каким через него нам видится мир. Да, может, он действительно станет для нас более отвратительным — но мы не узнаем об этом, если застрянем в идее, что болотная вода отвратительна сама по себе. Мы должны изучать не пространство, а то, какой мир, когда мы смотрим на него изнутри этого пространства. А самим пространством должно заниматься тело — и оно, как правило, справляется куда лучше, если ему не мешать.
1 месяц назад