Найти в Дзене
Я читаю внучке книжки по Зуму и плачу.😭Ну как же так! Разве это книга!? Книжка в детстве - это волшебство. Это хруст и запах страниц. Это - сидеть на коленках у мамы и бабушки и в обнимку дружить с книжкой.📚 Новая книжка - с усилием открываешь, странички бывают еще склеены, нетронутые еще никем. Ты первый! А если старая, уже кем-то читанная-перечитанная, тогда тоже интересно - кто читал, что думал, зачем помял. Листаешь и открываешь тайны. Тут картинка, тут буквица, орнамент или рамочка вокруг стишка. Все особенное для разглядывания и для погружения в мир героев из другой жизни. Разве можно лишить малышей этого приключения c бумажной книгой? Разве можно их бедных оставить с холодными, даже на ощупь, гаджетами? Для получения информации - это пожалуйста! А для стихов, сказок, романов и эпосов - ну уж нет! Я не очень верю, что можно полюбить чтение без живого тепла бумажных книг, а вы что думаете?🤔
2 года назад
Буйство красок или строгий монохром? 🌈 Иногда, когда кто-то спрашивает “Какой твой любимый цвет?” в голове мелькают миллионы оттенков и красок, а иногда – прозрачная пустота. Иногда ты любишь все цвета, а иногда наслаждаешься скромным оттенком серого. И думаешь “А можно ли так?..” А кто сказал, что нельзя? 🤔 Когда художника Юрия Васнецова спрашивали, какие его любимые краски, он отвечал неожиданно: «Люблю черную краску, она помогает контрастности. Охра - как золото. Английская красная нравится мне материальностью цвета». Художник любил такие простые и не самые яркие цвета, он любил то, что они несут в себе, а любимый черный цвет – сплошное удивление! Художник который создал для многих из нас яркое детство, любил черный. Черный, которого в детстве мы почти не замечали, ведь все вокруг было такое яркое! 🤩 Поделитесь в комментариях, какие ваши любимые цвета? И почему? Было бы очень интересно почитать Ваши цветные мысли 🧡
2 года назад
Астрономический смысл Колобка. Это представления древних славян о рождении солнца и важных астрономических событиях, связанных с ним. Психологически смысл. В сказке описан процесс поиска себя. главный герой — избалованный ребёнок, его встречи с разными зверюшками - это работа с собственными комплексами. С помощью «Колобка» предки предостерегали своих детей от попадания в ловушки своей души, учили искать себя. Ещё трактовка. Колобок — поскрёбыш — последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой. Так что все совсем не просто. Наши предки зашифровали в этой сказке движение солнца и детские комплексы, заговоры, этапы развития характера и жизненный сценарий. А возможно, они хотели научить нас относиться с любопытством к окружающему миру и делать неожиданные открытия в привычных вещах. Если Вам интересно, мы ещё поговорим о скрытых смыслах зверей в этой сказке.
2 года назад
Преследуемый кубизм и обучение Васнецова у Малевича Сегодня продолжаем рассказывать  про учебу Юрия Васнецова в Петрограде. Прошлая часть закончилась разочарованием художника в импрессионизме его краткой, но все же заинтересованности в кубизме. После окончания института, Васнецов решительно отправился за новыми знаниями к Казимиру Малевичу Обучение было весьма специфичным для того времени, например, работам ставили диагнозы, а не давали конкретную оценку. Подумать только! Несмотря на всю “нестандартность”, обучение подарило молодому Юрию умение сочетать в одной композиции предметы, которые, на первый взгляд, трудно даже представить вместе! Передавать разнообразие фактур, глубину пространства, интересно демонстрировать объем фигур и многое другое – это прослеживается в работах “Труба, кирпич и доска”, “Композиция со скрипкой”. Кубических работ, в классическом их понимании, было у Васнецова крайне мало – к ним можно отнести “Глиняный горшок” и “Композицию с трубкой”. Несмотря на очевидность кубизма, предыдущий учебный опыт с разнообразием красок все равно преобладает в его работах Чистый вид кубизма был, ну, совсем не по душе художнику! В его работах всегда преобладал цвет, а иногда можно было разглядеть живые лица, в которых было видно сходство с самим Юрием и его друзьями – это и многое другое противоречило законам кубизма… Но ни Васнецов, ни Малевич, как бы странно не звучало, и не стремились к нему. Как и при обучении у Матюшина, Юрий “впитал” и переосмыслил самое интересное для себя и своего творчества. Например, четкие границы цвета, как “последствия кубизма” можно увидеть и в последующих работах художника. В следующем посте из этой серии поговорим про обучение в аспирантуре и формировании собственного стиля Юрия Васнецова. Если Вам интересно узнавать про жизнь и становление художника – оставьте комментарий. Так мы будем знать, что стараемся не зря!
2 года назад
Хотите, рассскажу про себя? Ну как хотите!  А я расскажу. Родилась я в такой семье, о которой можно рассказывать часами. Тут кто-то недавно написал, что семьей гордиться негоже, мол, не твое достижение. Не согласна я. Чем-то заслужить надо такое рождение. С маминой стороны –  художники и священники. С папиной – ученые, врачи, революционеры, красавицы и шахи. Сочетание для продолжения общего рода термоядерное. Жить в семье всегда было интересно. Никогда не хотелось от нее отдалиться, стать слишком самостоятельным индивидуумом, что-то из прошлого отринуть. Всегда знала, что в них - моя сила. И сейчас хочется - перенимать, продолжать, передавать дальше. Богатство воспоминаний, которые хранили в своей памяти предки, если объединить в единой книге, получится многотомный блокбастер. Почти каждый из них что-то успел записать. Многое издано. Было трудно стать собой, а не только их продолжением. Долго казалось, что не дотягиваю и не получится. Слишком большая их сила жила всегда во мне. Квартира в доме трех Бенуа, известный дом Петроградской стороны. Детский садик ВТО (Всероссийского Театрального общества). Школа № 80, с английским уклоном. Дача – в Комарово. Лето – в деревне Мерево под Лугой. Про деревню эту отдельный разговор. Это малая, возможно, главная Родина – трех поколений семьи. Там, где встретились оба наших рода. Там познакомились мама и папа. В 1952 году. Самое раннее воспоминание – из тех, что во всех деталях. как будто сейчас, до запахов и солнца на коже, - первый раз вижу брата. Мерево, июнь, он только родился, его сразу везут к нам в деревню. Где я с няней бабой Олей и толпой деревенских подружек. Машина Волга появляется из-за поворота на горке. Машина – дело редкое. !968 год. Я бегу через поле кукурузы по узкой тропке, листья у кукурузы узкие, длинные, прохладные. Из молодых початков мы тогда делали кукол с красивыми волосами – золотыми и розовыми. Почти все воспоминания раннего детства – оттуда. Уже со Степой, с братом. (Потом позже он стал похож внешне на юного Пола Маккартни. Хорошенький!) Рано утром до завтрака – обязательное купание в озере с бабушкой. Водная гладь, гусиная кожа, и бегом домой к общему семейному завтраку. Завтраки на веранде, совсем скрытой от глаз в кустах сирени. У крыльца огромный куст жасмина, в дом и из дома шагаешь по ступенькам в облаке аромата.  На веранде две керосинки для всего, и чудо-печка круглая электрическая - для пирогов. Бесконечные ранние утренние походы семьей или в компании с соседями. В бор - за белыми грибами, в лома (видимо, это место, где ломают ноги) - за груздями, если туда - у папы на спине большой плетеный короб. На далекие просеки с корзинами - за малиной, в ближайший лес с бидонами - за черникой. Только вот земляники уже и тогда было мало. За нею с баночками ходили или детскими корзиночками. Я от этого запаха и сейчас дурею от счастья. Еще с папой на рыбалку. Это и вовсе рань – часов в 5 утра, в полусне бредешь до лодки с удочками и банкой червей, шатаясь и бурча себе под нос. Озеро – перевернутое небо, жалко рассекать эту гладь носом лодки и разбивать тишину утра скрипом уключин. Я на веслах. Потом клюешь носом с удочкой, таращась на поплавок. Он так дерг-дерг – и уходит под воду., надо тащить. Плотву ловили, окуней, подлещиков, красноперку, но она мелкая, не нужна. Еще ерши - очень колкие, ершистые, трудно чистить. Идем с рыбалки, весла и удочки на плече, усталость приятная, незряшная. Всегда с уловом. Гордость помню. Чистили рыбу всегда тоже мы с братом.  После рыбалки садимся верхом на деревянную скамью на поляне, нам выдают газетку, ведерко, ножик. Потом няня жарит на керосинке. Пахнет на всех соседей. И весь летний сезон мы бегали с блюдечками между домами. То от нас к соседям – три рыбки жареные, кусок пирога черничного. То от них к нам гостинцы – оладушки, пирожки, варенье. Норма жизни такая была. Хотелось поделиться, угостить, порадовать.
2 года назад
Природный слух на яркий цвет😮 Художником  рождаются или становятся? Мы уже рассказывали, как прошло детство Дедушки Юры в Вятке. Сегодня хотим рассказать про его обучение в Петрограде⬇️ В 1921 году, после попыток вернуться домой, уехать от голода и холода, Юрий Васнецов поступает на живописный факультет ВХУТЕИН (до 1923г - ПГСХУМ). Много интересного там преподавали. Много было разных «школ» — у каждого преподавателя своя. Но больше всего на творчество Васнецова повлиял М.В. Матюшин, у которого Юрий и не учился, так, просто слышал о его теории от друзей по учебе. Но не сколько сама «внутрянка» теории зацепила юного художника, сколько конечный результат: появление «промежуточного цвета» на границе двух других — что-то новое и необычного для Васнецова того времени, что-то похожее на истину, что-то, что обязательно стоит попробовать. Это видно в его работах начала 1920-х годов. Уже в начале творческого пути проглядывались пристрастия художника, которые с легкостью можно найти в его зрелом творчестве. Богатство красок; плотный, «материальный» цвет холстов; любовь к предметной форме; интерес к народному промыслу — все это было с начала до самого конца в искусстве Юрия Васнецова. Какой-то «природный слух» на правильное для Васнецова звучание цветовой композиции холста определил метод работы художника, полностью основанный на внутреннем ощущении. Может быть, поэтому его так и заинтересовал «третий» цвет В.М. Матюшина, может Васнецов его ощущал? Но «тяготение к материальности предмета» всегда было. Вес, цвет, фактура — вот что важно. И Васнецов уже скоро разочаровывается в матюшинском импрессионизме, который практически растворял предмет. И здесь в жизни Юрия Васнецова появляется интерес к кубизму… ненадолго, но все же… Продолжение следует…
2 года назад
Трепетная любовь к малой родине возрождает русскую глубинку. Ухтым – не просто бренд нашего семейного проекта, это особое место. Сильное, душевное, настоящее... Место, без которого, может, и не случилось бы того самого волшебства в сказочных иллюстрациях Васнецова. Это малая родина моего деда. Красота природы, истинные человеческие ценности и доброта простых людей проникают в душу в детстве. Лес в капельках росы, резные избы, даже, возможно, мимика животных в его работах переносят нас в Вятский край. Какой нам часто преподносят глубинку?  Полуразрушенные деревни, минимум цивилизации, несчастные старики, тоска. Каждый раз убеждаюсь, что человек видит то, что он хочет. Пару лет назад я побывала в Ухтыме. Впечатления остались яркие, добрые, вкусные. Это небольшое село – полный ровесник Санкт-Петербурга. Да, здесь не многолюдно, но жизнь кипит. Жители активные, трудолюбивые и доброжелательные. Сумели сохранить школу, в которой всего 6 учеников, чтобы дети не жили в интернате вдали от семей. Именно здесь впервые я услышала термин «мобильный учитель». Директор Ухтымской школы, а по совместительству учитель немецкого, преподаёт детям ещё из 5 деревень. Его рабочий день начинается в 5:30, когда он выезжает к своим ученикам. Это трудное призвание. В Ухтыме каждый заботится о деревне. Люди проводят праздники, занимаются спортом, вместе наводят порядок в селе. Тут все свои. Общаешься с ними и чувствуешь себя, как в компании добрых друзей, с которыми знаком много лет. Среди деревенских домиков и природных просторов возвышается каменный пятиглавый храм. Он полуразрушен, но впечатление производит колоссальное. Ну, правда… Такой собор никак не ожидаешь встретить среди лесов в 130 км от Кирова. ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ поражает своими размерами и историей. В его церковной ограде захоронены и представители из рода Васнецовых, которые посвятили себя служению Богу. Когда-то его приход составлял 7000 человек, работала церковно-приходская школа, и даже был дом, который служил гостиницей для припозднившихся прихожан. На колокольне, среди церковных колоколов были ещё пожарный и часовой. Дежурный отбивал время каждый час, даже ночью. Храм был единственным в округе, его посещали не только жители Ухтыма, но и 39 ближайших деревень. В советское время этот уникальный памятник архитектуры в стиле неоклассицизма был разорён. Сейчас храм восстанавливают – долго, трудно, но всем миром. Жители 39 деревень, кто-то от церкви, неравнодушные люди. Совместные субботники, пожертвования помогают вести реставрацию. А пока в Ухтыме есть не только «мобильный учитель», но и «мобильный священник», который обслуживает все 40 деревень. Сейчас территория очищена, на храме уже появилась кровля, остекление и временные двери, начаты работы по внутренней отделке и сохранению фресок. Ещё много впереди, но ухтымский народ никогда не унывает. Он делает свою жизнь лучше здесь и сейчас, сохраняя свой дух и нашу культуру, и историческое наследие для нас и для будущего. Благодарю Нину Самарину и жителей Ухтыма за дружбу, гостеприимство, фото и жду новых встреч.
2 года назад
Ностальгия по детству. У Вас бывает? 🤔 У Васнецова была всегда… Талант его формировался в народной культурной среде: Вятская губерния славилась кустарными промыслами – жители изготавливали мебель, кружева, игрушки, сундуки и всякую всячину. Вятку вспоминают “смешной и пестрой, как вятские игрушки, что продают на “Свистунье”.” Цвета, звуки, природа, сочные краски🔆 Маленький Юра проникся любовью к яркой, цветистой народной культуре. С самого детства увлекся творчеством – научился шить обувь, расписал стены своей комнаты, ставни и печи соседей. Маленький художник вдохновлялся творчеством матери – известной в городе кружевницы-вышивальницы, тем, как бережно отец переплетал книги, как ценил свой труд каждый вятский ремесленник – все это он пронес через года и сохранил в своих сказочных работах.  “Я люблю, чтобы вещь была “сделана” – работа видна”, – никакой халатности - ни в творчестве, ни в жизни! 😌 Место, где ты родился и вырос, насколько важно оно для нас сейчас?🤔
2 года назад
Удивительно, как иллюстрации Васнецова получили настолько большой отклик у такой огромной страны?🤔 Вопрос пропадает, как только взглянешь на его работы: он чувствовал детские эмоции, знал, что им нужно, хотя сам психологом никогда не был. Талант Юрия Васнецова нельзя назвать талантом только художника - это настоящий волшебник, который дарил чудо через свои работы, помогал увидеть сказку даже самому юному читателю, который и читать-то еще не умеет… Работы Васнецова никогда не были реалистичными, он и сам говорил: «Нельзя всё страшно досказывать, прорисовывать. Когда много чего-то наделано, прорисовано, тогда возникает натуралистичность…». Но его рисунки всегда выглядели именно так, как их видели глаза маленького зрителя. Возможно, именно эта простота и душевность работ зацепила читателей того времени и продолжает цеплять по сей день - ведь те самые дети выросли и показывают те самые иллюстрации уже своим детям👩‍👦👨‍👧 Дочь художника Елизавета говорила, что «Папа сам оставался в чем-то ребенком и поэтому многие вещи чувствовал интуитивно. Например, он считал, что для ребенка важна подлинность. Если медведь, то медведь. Не натуралистичный, но узнаваемый...» Удивительным и заслуживающим нашего восторга в этой истории остается умение Юрия Васнецова пронести детские впечатления - ту самую сказку - через всю свою жизнь и подарить их всему народу🎁 Возможно, дело в любви и благодарности: к своему детству, к своему делу, к своей семье, к своей жизни… …а, возможно, дело и правда в волшебстве?🪄
2 года назад
Талант не выбирает, где ему явиться на свет Всю свою жизнь, а особенно к концу жизни Юрий Алексеевич Васнецов не уставал повторять на разные лады: «Ох, и детство у меня было!» или «Я так благодарен Вятке…», или «Я так благодарен родителям за свое детство…», «Никуда я не ездил, мне одной Вятки хватает…» Такая настойчивость временами могла показаться чрезмерной. Что такое особенное находил он в родном городе? Вятка была самой обыкновенной русской провинцией, не прославленной ни великими согражданами, ни историческими событиями, ни памятными монументами. Люди знаменитые попадали сюда только разве что в ссылку. Герцен, Салтыков-Щедрин, Витберг. Не величественная глушь, вроде Урала или Сибири, а простая, вполне заурядная – небогатый лесной край. (по книге Э.Кузнецова "Медведь летит, хвостом вертит) «Вятский народ хватский. Семеро одного не боятся». Собственную скромность вятичи возводили даже в достоинство, похвалялись тем, как они робки, простодушны и недотеписты. Таким, в сущности, всю жизнь и был вятич Васнецов. Но есть в Вятке что-то, цепляющее душу. И этот город одарил мальчика Васнецова всем своим, что было в нем, и дал ему такой обширный запас впечатлений, из которого художник черпал десятилетиями и, возможно, так и не вычерпал до конца. Приметы вятской жизни – в его рисунках на каждом шагу. Надо ли быть художником, чтобы уметь видеть? Мы все видим, как можем. А чтобы так видеть – надо сильно любить. А чтобы изобразить, воссоздать, передать другим, поколения спустя – вот это может только любящий талант. Для меня этот город – заранее хорош. Приехав в современную Вятку, отыскивая редкую сохранившуюся старину, сопоставляя прочитанное в воспоминаниях и нынешнее, я смотрю вокруг сквозь призму его рисунков, его детских восторгов. Хочется почувствовать прошлое, разглядеть ту нестоличную милую атмосферу, которая трогала когда-то воображение художника, дарила ему вдохновение. Пытаюсь разыскать те малости, ту красоту, что удержали тогда его взгляд, и что сейчас затягивает любованием в его книгах. Хочется собрать из реальных кусочков сказочный вятский мир, оставшийся для нас живым благодаря Васнецову и его любви к родному городу. Замечательный город - Вятка. И у этого города завидная судьба.
2 года назад
«Именно зимой и никогда больше совершалось явление бабушки Ольги из Ухтыма, маминой бабушки с неизменной желтой берестяной коробочкой для нюхательного табака. Закутанная, замотанная, вся в инее выбиралась она из саней. Привозил ее всегда Мишка-вотяк, с длинной трубочкой в зубах и желтой бороденкой. Он еще чай любил пить с селедкой. С бабушкой куча деревенских гостинцев - индюшки мороженые, куры, яйца, чухонское масло, липовый мед в кадочках, да еще пироги маковые в железной коробке, тоже намерзшиеся с дороги». Деревенские гостинцы! Мечта уже несбыточная…. Догадались? Это воспоминания Васнецова о детстве. УХТЫМ. Так мы и назвали свое семейное дело, свою немодную кампанию по пропаганде сказки в современной жизни, по сохранению и наращиванию умения радоваться встрече с детством, такого необходимого, такого редкого и такого трудного. Естественные навыки эти вымирают. Их все меньше в эмоциональном арсенале не только взрослых, но и детей. Или Вы не согласитесь? Буду рада, если не права.
2 года назад
О самом простом. Зимние воспоминания Юрия Васнецова Он не писал воспоминаний. Бабушка Галя записала его слова. Удивительная была женщина - раньше и больше всех поняла, как потом будет нужно это прочитать. Так вкусно и уютно представлять тот мир. Хочется и нам в домашних буднях суметь разглядеть и запомнить, а потом нарисовать – мазками либо словами – живописную, простую и счастливую жизнь. «Из школы приходишь – на столе накрыто. Пахнет щами – сразу обед! После обеда гулять. Одеваешь шубу никакую не гимназическую, а старую, овчинную – весь вывозишься за полтора-два часа. Приходишь – от шубы пар идет! Маришка все развешивает сушить. И заниматься. Чай еще был, а потом ужин, а после этого спать. И все ведь идут Богу молиться и прощаться! Как ни говори – порядок, дисциплина – домострой! Субботний день – всегда баня. Полы вымыты всегда. Чистота, порядок… Ко всенощной идешь, но не каждую субботу, а в двунадесятые праздники. Посылают родители: «Давай, давай!» Говели. Морозы были большие. Лошадки вятские славились. Очень я их любил! Мохнатенькая, черненькая на снегу зимой, какая-то добрая, милая такая лошадка. Конька-горбунка делал – все ее вспоминал. Традиционно праздновали Рождество. Игрушки мама принесет с холода. Елку притащат с мороза – запах такой! В гимназии елка до потолка! Новый год! Флажки – черешок весь золотом свит, серебром, - красненькие, зеленые, синие, и по фону – золотом год. Все здорово сделано - никакой халтуры. И крестьяне игрушки делали – разве тут халтура? От сердца, от души сделаны, расписаны. С 1-го класса я помогал гирлянды вязать. Везде внизу в раздевалке гирлянды, пихтой пахнет. Старшеклассники c усами, а ты поназырь-то маленький! А позднее пошло – выбирали распорядителем, дирижером танцев. Серпантин, конфетти… Носишься, объявляешь, и первым начинаешь танец. Большой бант на грудь, на левое плечо. Большой ведь бант! Я любил сиреневый. А катки какие! Фонари я сочинял из красной да зеленой бумаги в виде звезды, внутри свеча стеариновая в жестяном подсвечнике горит, звезда блестит – красиво… С каких гор-то катаемся! Лыжи березовые – на носу веревки с петлей, правила – как надевать. Жалею, не все осталось в памяти, не на все смотрел внимательно, надо было больше смотреть. Надо было смотреть больше. Жалко, очень жалко. Неповторимо, красиво многое было…» Неповторимо и у нас. Не забыть бы….
2 года назад