Найти в Дзене
Как пончик-суфгания — коричневая снаружи и белая внутри, так и мы: внешне иногда не очень, но нежные и пушистые внутри. Как суфгания от тепловых нагрузок становится только пышнее и краше, так и мы от жары добреем и покрываемся пудрой. Продукты • 40 г свежих дрожжей (при желании — улучшитель для выпечки) • 2¼ стакана тёплой воды или 1¼ стакана тёплой воды + 1 стакан виноградного сока • ½ стакана сахара • 1 кг муки (около 7 стаканов) • Щепотка соли • 4 яйца • 50 г маргарина или сливочного масла (размягчённого) • ½ стакана растительного масла • 1 ч. л. тёртой лимонной цедры • 1 ст. л. ромового экстракта или немного вина • Масло для жарки (растительное, без запаха) • Джем или густое варенье — для начинки • Сахарная пудра — для украшения Приготовление 1. В чаше миксера соедините все ингредиенты, кроме соли, и замесите тесто на средней скорости около 7–8 минут, пока оно не станет эластичным и мягким. 2. Добавьте соль и вымешайте ещё 1–2 минуты (соль добавляют позже, чтобы не мешала активности дрожжей). 3. Накройте тесто и оставьте подниматься в тёплом месте примерно на 1–1,5 часа, пока оно не увеличится вдвое. 4. Посыпьте рабочую поверхность мукой, сформируйте из теста шарики по 60–70 г, слегка приплюсните их. 5. Выложите кружочки на квадраты пергамента (12–15 шт.), припудрите мукой, накройте и дайте расстояться 20–30 минут, пока поднимутся. 6. Разогрейте масло до 160–170 °C. (Чтобы проверить готовность, можно опустить кусочек моркови: вокруг него должны идти мелкие пузырьки.) 7. Опускайте пончики вместе с пергаментом, бумагой вверх. Когда нижняя сторона подрумянится, снимите пергамент, накройте крышкой и жарьте до золотистого цвета. Затем переверните и дожаривайте без крышки. 8. Готовые суфганиёт переложите на бумажные полотенца. Остудите, затем наполните джемом через кондитерский мешок и посыпьте сахарной пудрой.
18 часов назад
Рамбан в предисловии к своему комментарию на Хумаш формулирует принцип: всё, что происходит в истории еврейского народа, уже присутствует в Торе — либо напрямую, либо в виде намёка. Отсюда возникает естественный вопрос: если Ханука — один из центральных еврейских праздников, где она упоминается в Торе? Прямого упоминания быть не может: события Хануки произошли во времена Второго Храма, значительно позже дарования Торы. Однако мудрецы указывают на целый ряд намёков. Так, мидраш (Берешит Рабба 2:5) объясняет стих «и тьма над пучиною» как намёк на греческое изгнание, когда греки «затемнили глаза Израиля» своими запретами. Следующий стих — «Да будет свет» — символизирует исправление. Слово «свет» является двадцать пятым по счёту в Торе, намекая на 25 кислева — начало Хануки. Ещё один намёк содержится в заповеди зажигания Меноры (Ваикра 24:2). Слово «цав» — «повели» — означает, что заповедь действует немедленно и на будущие поколения. Но как она может исполняться без Храма? Ответ — через ханукальные свечи, которые становятся продолжением света Меноры. Не случайно этот отрывок следует в Торе сразу после перечисления всех праздников. Даже в книге Бемидбар есть символика: двадцать пятая стоянка в пустыне называется Хашмона — созвучно Хашмонаим. А число книг Танаха — 24 — объясняет, почему Ханука не получила собственной «мегилы»: ей пришлось бы стать двадцать пятой книгой. Намёк сохранился даже в названии праздника: «Ханука» — «хану» (остановились) и «ка» — 25. Но почему Ханука остаётся «скрытым» праздником? Талмуд говорит: после Пурима чудеса больше не были даны для прямого описания. Ханука происходит уже в эпоху исчезновения пророчества, в начале долгой духовной тьмы. Именно поэтому её свет зажигают ночью, в конце месяца, снаружи дома и низко над землёй — там, где, казалось бы, нет Б-жественного присутствия. Смысл Хануки в том, что даже в самой глубокой тьме человек способен сам зажечь свет. Ханукальные свечи — это духовный «запас на дорогу», оставленный мудрецами, чтобы напоминать: связь с Творцом никогда не прерывается окончательно, и каждый еврей способен возродить её собственными силами.
1 день назад
Речь идет не только о биологическом взрослении, но прежде всего об ответственности — перед людьми, законом и Всевышним. Уже с того момента, когда человек осознаёт смысл своих поступков, они начинают формировать его духовную реальность. Даже действия ребёнка, если он понимает, что делает, имеют значение. Однако это ещё не означает полноценную юридическую ответственность. Чёткий рубеж устанавливает алаха: с тринадцати лет мальчик становится обязанным исполнять заповеди — это возраст бар-мицвы. Именно с этого момента он считается взрослым с точки зрения еврейского закона и подлежит ответственности земного суда. Источники Торы и Мишны называют этот возраст временем, когда человек уже именуется «мужем», то есть самостоятельной личностью с обязанностями и правами. Но существует и другой, менее известный порог — двадцать лет. Согласно словам мудрецов, именно с этого возраста человек подлежит ответственности Небесного суда. До этого времени Всевышний проявляет особое долготерпение, позволяя человеку учиться, ошибаться и созревать. Таким образом, грех и ответственность в иудаизме — не мгновенное включение «по паспорту», а постепенный процесс взросления, в котором возраст, осознание и духовная зрелость тесно переплетены.
2 дня назад
В пятницу ханукальные огни мы зажигаем перед субботними свечами. В этот день в светильники следует налить больше масла, чем обычно (или взять свечи большего размера) — чтобы огонь в «ханукие» горел по крайней мере еще полчаса после наступления ночи. На исходе субботы порядок зажигания ханукальных огней в синагоге (там тоже зажигают «ханукию» ради прославления чуда) отличается от этого порядка в доме. В синагоге сначала зажигают ханукальные огни, потом совершают «Гавдалу», дома же сначала совершают «Гавдалу», а уж потом зажигают ханукальный светильник.
4 дня назад
Ханука — праздник огней и чудес, который часто ассоциируют с победой Маккавеев над греками. Но сама история и смысл праздника глубже, чем просто военная победа. Ханука возникла во втором веке до н. э., когда еврейский народ оказался в «духовном кризисе»: многие поддались влиянию греческой культуры, забывая традиции предков. Конфликт, который мы теперь называем войной Маккавеев, во многом был гражданским — борьбой между теми, кто хотел сохранить верность Торе, и эллинизированными «реформаторами». Главная заповедь Хануки — зажигание ханукальной свечи в течение восьми дней. Мы добавляем по одной свече каждый вечер в память о чуде с кувшинчиком масла, которого, казалось бы, хватило бы только на один день, но оно горело восемь. Это чудо не случайность: оно символизирует одобрение Творцом действий Маккавеев и подтверждает важность духовного выбора перед лицом внешнего давления. Греки пытались подавить еврейскую религию, запретив обрезание, освящение месяца и изучение Торы. Многие евреи приняли сторону греков, иногда даже активно противостояли своим соплеменникам. Чудо с маслом показывает, что небольшой «кувшин чистоты» — группа верных Торе людей во главе с Йохананом — способен сохранить свет и веру. Ханукальная Менора символизирует этот свет Торы, который освещает мир и защищает народ от ассимиляции. Таким образом, Ханука напоминает не столько о военной победе, сколько о духовной. Свет свечей — это знак, что даже в самые трудные времена можно сохранить верность традиции и мудрость, несмотря на внешние угрозы. Для евреев победа — это не поражение врага, а возможность спокойно исполнять заповеди, жить по законам Торы и передавать свет следующему поколению. Ханука учит: чудо приходит, когда сохраняется искра веры, и даже маленький огонь способен осветить тьму. С каждой зажжённой свечой мы вспоминаем о том, что настоящая победа — это стойкость духа и верность своим принципам.
5 дней назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала